12.02.2019 17:08
Общество

Образ "большой Украины" создали еще в XIX веке российские этнографы

Еще в XIX веке образ "большой Украины" создали российские этнографы
Текст:  Мария Лескинен (доктор исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №2 (219) Родина - Спецвыпуск: Донбасс - сердце России №9 (922) Родина - Спецвыпуск: Донбасс - сердце России №85 (8822)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

"Отрасли" русского народа

Характеристика малороссов (малорусов) в российских описаниях позапрошлого века всегда помещалась в разделе "отраслей" - так именовались восточнославянские группы большого русского народа. "Как все земледельческие народы, малоросс нрава доброго и тихого, он сильно привязан к своей прекрасной родине, любит оседлую жизнь, свою благодатную землю... и гордится положением земледельца"1. А еще жители Украины незнакомы с алчностью, воровством, обманом; более того, им свойственна "брезгливость" к наживе и обогащению2. Иными словами, российские этнографы наделяли малорусов патриархальными добродетелями, которые были утеряны в пореформенной России - под натиском промышленности и тлетворным влиянием "порочной" городской культуры.

Яков Миркин: Братство народов языком экономистов и писателя Короленко

Подобные романтические стереотипы присущи, например, сочинению Александра Степановича Афанасьева-Чужбинского (1816-1875)3. Подробно разбирая отличительные особенности семейного и общинного быта великорусов и малорусов, автор считал необходимым первым делом "защитить" жителей Малороссии от "несправедливых нападок" и насмешливых именований - малорусов хохлами, а Малороссии - Хохляндией4. Если малорусы уступают великорусам в "промышленности", полагал уроженец Полтавской губернии, то превосходят "в удобствах домашней жизни, имея для этого все средства, предоставляемые благорастворенным климатом"5. "Хлебопашество и скотоводство не могут расшевелить человека"6, - утверждал Афанасьев-Чужбинский, при этом категорически не соглашаясь с приписыванием малорусам лени.

Таких парадоксов немало рассыпано по страницам российских авторов.


Парадоксы Костомарова

"Две русские народности" - цепляющее название статьи известного историка Николая Ивановича Костомарова (1817-1885). "Евангелием украинского национализма" назвал эту публикацию 1861 года в петербургском двуязычном журнале "Основа" украинский историк и политик Д.И. Дорошенко. А поскольку журнал считался главным печатным органом украинофильства в России, то статья была воспринята - и украинофилами, и их противниками - как апология идеи о том, что великороссийская и малороссийская "отрасли" не являются "ветвями" одного этноса. И, стало быть, малорусы обретают статус народа, "равного" великорусам.

Костомаров резко отвергал упреки в природной "лености" южноруссов, утверждая, что они трудолюбивее "северных" сородичей; всячески подчеркивал их свободолюбивый характер, упорство, поэтичность. Отсюда "склонность" малорусов и великорусов к разным формам государственности: первые - за федеративное начало и демократические принципы, вторые - за единоначалие (самодержавие). Впрочем, такие заключения Костомаров делал весьма осторожно. Зато подчеркивал, что близость ("соединение и братство") малорусов с великорусами исторически предопределена, и что "южнорусское влияние... должно не разрушать, а дополнять и умерять то коренное начало великорусское, которое ведет к сплочению, к слитию, к строгой государственной и общинной форме, поглощающей личность, и стремление к практической деятельности, впадающей в материальность, лишенную поэзии. Южнорусский элемент должен давать нашей общей жизни растворяющее, оживляющее, одухотворяющее начало"7.

"Родина" нашла 95-летнего автора памятника воссоединению Украины с Россией

Историк признавал неизбежным объединение двух племен под великороссийским главенством в прошлом - когда русская государственность складывалась. Но на современном этапе полагал "естественным", если "народность с другим противоположным основанием и характером вступит в сферу самобытного развития и окажет воздействие на великорусскую"8.

И тут, едва ли не противореча себе, автор пишет о неразрывной связи двух народностей: "У великорусов есть то, чего у нас нет, а мы с своей стороны можем наполнить пробелы в их народности", и даже "мы не останемся лишними для нравственной цивилизации великорусов"9.

Но даже в конце XIX века на страницах этнографических публикаций превалировал образ малоруса, рожденный в эпоху романтизма, - "простодушный" сын природы, наивный и непрактичный в сравнении с великорусом "простак".


Наследие для большевиков

Этнограф и писатель Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905) прямо утверждал: в сравнении с великороссом малорус, "бесспорно, ленив. Хотя он уважает труд и презирает леность, но тем не менее любит отдых, любит полежать при всяком удобном случае. Для него отдых не только потребность организма, но и большое удовольствие"10.

Писатели Василь Быков и Виктор Астафьев освобождали Правобережную Украину

Медлительность малорусов многие авторы объясняли климатическими условиями и земледельческим образом жизни. А к порождениям темперамента относили упрямство ("упартость"), мстительность, скрытность и "хитрость" малорусов. Мордовцев полагал, что подобные обвинения безосновательны, они исходят из неверного толкования врожденных качеств малоруса: сдержанности, "спартанской неразговорчивости" и философской сосредоточенности11. Да и упорство малорусов, по некоторым оценкам, это всего лишь "следствие твердости характера и привязанности к привычкам, ведь только слабодушный и холодный человек легко бросает впечатления детства... Несговорчив малоросс тогда, когда ему порядочно не растолкуют чего-нибудь, когда его не выслушают, не разберут дела..."12.

"В нравах малоросса вообще больше хорошего, чем дурного"13, - резюмировал историк А.Е. Редров. "Между малороссами мало встречается пороков"14, - вторил ему один из анонимных историков-авторов "Живописного альбома". "Честность малоросса ... также известна всем. Случаи воровства очень редки"15, - поддерживал коллег Д.Д. Семенов. Так в этнографических описаниях второй половины XIX века конструировался позитивный образ малоруса. Именно исследования российских историков были взяты на вооружение большевиками, когда на обломках империи строилась советская государственность.


Киевские страницы послереволюционной истории Дома Романовых

1. Малороссы. Характер, жилища, одежда и пища // Народы России. Живописный альбом. Вып. 1. СПб., 1878. С. 18.
2. Народы России. Малороссы // Природа и люди. 1878. N 2. С. 2; [Мордовцев Д.Л.] Очерк I. Малороссийское племя // Живописная Россия. Под ред. П.П. Семенова. В 12 тт. Т. 5. Малороссия, Подолия и Волынь (Полтавская, Черниговская, Волынская, Херсонская и Киевская губернии). Ч. 1. СПб.; М., 1897. С. 16.
3. Афанасьев-Чужбинский А. Поездка в Южную Россию. Ч. 1. Очерки Днепра. СПб., 1863. С. 33-35.
4. Там же. С. 6.
5. Там же. С. 7.
6. Там же. С. 22.
7. Костомаров Н.И. Две русские народности // Исторические монографии и исследования Н. Костомарова. Т. 1. СПб., 1863. С. 108.
8. Там же.
9. Там же. С. 108-109.
10. [Мордовцев Д.Л.]. Указ. соч. С. 8.
11. Там же. С. 13.
12. Руководство к изучению русской земли и ее народонаселения. По лекциям М. Владимирского-Буданова сост. и издал преподаватель гимназии во Владимирской киевской военной гимназии А. Редров. Киев, 1867. С. 332.
13. Там же.
14. Малороссы. Характер... С. 18.
15. Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученых исследователей / Сост. Д.Д. Семенов. Т. II. СПб., 1866. С. 115.

История Научная библиотека