Начинается земля,
как известно,
от Кремля.
Владимир Маяковский
Сотни поэтов воспели удивительный архитектурный ансамбль в центре Москвы. Но точнее Владимира Маяковского, пожалуй, не скажешь: да, здесь начинается наша земля, здесь витают под куполами храмов облики наших предков, здесь русский дух, здесь Русью пахнет. И это здесь на протяжении многих столетий вершится отечественная история.
Московский Кремль - ее движущая сила. Свидетель. Живой участник. Он радуется нашим победам, грустит во времена невзгод. И бережно хранит воспоминания о прошлом. Надо только прислушаться, о чем перешептываются в вечерней тишине стены древнего Кремля.
Давайте попробуем сделать это вместе с журналом "Родина". Тем более что есть замечательный повод - в этом году отмечает свое 170-летие Большой Кремлевский дворец, посвежевший после долгожданной реставрации. Солидная дата! Но вовсе не древняя по историческим меркам, если вспомнить, на каком фундаменте построен БКД. Начиная с XII века на его нынешнем месте многократно возводились, сносились, горели, снова поднимались терема, хоромы и дворцы для первых лиц государства Российского.
Исторический фундамент - не фигура речи.
Император Николай I строит новый дворец, как визитную карточку или лицо государства. Парадная резиденция возводится после войны с Наполеоном, когда было решено увековечить в стенах дворца славную победу русского народа в Отечественной войне 1812 года. Николай I стоял за восстановление первенства Москвы в духовной жизни страны. А значит, новый парадный дворец должен олицетворять многовековую историю и культуру, богатство и гостеприимство нашего государства. Потому главный архитектор дворца Константин Андреевич Тон получил беспрецедентный заказ: объединить с новой резиденцией все сохранившиеся великокняжеские и царские постройки Кремля XV, XVI и XVII веков.
Ни больше, ни меньше!
Будущий дворец был заложен 30 июня (12 июля) 1838 года, а 3 апреля (15 апреля) 1849 года, на Пасху, освящен в присутствии государя и всей царской фамилии. На освящении Николай I говорил об осуществлении своей мечты: "Кремлевский дворец мой, изящное произведение зодчества, будет новым достойным украшением любезной моей древней столицы, тем более что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории".
А через несколько дней московский митрополит Филарет при освящении надписи на мраморной доске Георгиевского зала продолжил сокровенную мысль государя: "...чтобы это была скрижаль или каменная книга, в которой можно было читать и величие настоящего, и чтимую память прошедшего, и назидание для будущего".
Над Москвой поднялся грандиозный дворец площадью 20 000 квадратных метров, включивший более 700 апартаментов. Размерами и роскошью отделки БКД превзошел все известные дворцовые постройки. Но главное - он объединил с современностью далекое прошлое. Потому самый необычный дворец на планете стал больше, нежели архитектурным шедевром.
Много больше.
В путь, дорогие читатели, - по залам Большого Кремлевского дворца и эпохам!