17.12.2020 16:30
"Родина"

Художник передал самарскому музею 24 работы об экспедиции Репина

Художник Александр Баканов передал самарскому музею 24 работы, посвященные 150-летию "бурлацкой" экспедиции Ильи Ефимовича
Текст:  Ирина Чечурина
Родина - Федеральный выпуск: №12 (1220)
Путь от замысла до новоселья в музейно-историческом комплексе села Ширяево был не близок. Но даже когда работы - от небольших этюдов и графических рисунков до двухметрового полотна - были готовы, им еще предстояло переправиться из Самары на правый берег Волги. В то самое село и тот самый дом, где 150 лет назад квартировал с товарищами 20-летний студент Петербургской академии художеств Илья Репин.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Здесь он работал над этюдами для картины "Бурлаки на Волге". Само полотно, принесшее молодому художнику мировую славу, было написано уже в Северной столице в 1870-1873 годах. А тем летом в Ширяево он напитывался образами, солнцем, красками.

Больше всего Репина поразили речные пространства, которые "не мог вместить ни один альбом".

Художник Баканов свои идеи и сюжеты черпал полным неводом как раз из книги воспоминаний Репина "Далекое-близкое", которую тот написал спустя 44 года после волжской экспедиции. Что же до погружения в волжские красоты, бывалый рыбак знает о них не понаслышке. Фотографиями своих трофеев гордится едва ли не больше, чем самыми удачными работами.

- Я решил написать художественный репортаж, максимально приближенный к исторической правде, - делится художник с корреспондентом "Родины".

Помогли театральное образование, умение выстраивать драматургию сюжета. Размешав на палитре историю родного края, талант и волжские закаты, Баканов принялся за работу. Писал для себя. Но директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова, увидев картины, восторженно воскликнула: "Это должно висеть в нашем ширяевском филиале!".

И теперь искусство принадлежит народу.

Пока мы пили чай с Александром Альфредовичем на его живописной кухне с видом на старейший в Самаре Покровский собор, он убедительно доказывал, что Репин вовсе не посвящал свое полотно тяжелому бурлацкому труду.

- Это исторический эпос. На картине в солнечном свете изображены вовсе не угнетенные бедолаги, измученные режимом, а эпические образы сродни римским атлантам. Этой картиной Репин убедительно выразил свою веру в светлое будущее, которое ожидает русский народ.

А я напомнила Баканову про известную русскую примету. Сто пятьдесят лет назад молодой Репин обронил в волжской купальне серебряные часы да так и не смог достать их из воды. Остались на вечное хранение на песчаном дне. Зато - сработала примета! - спустя полтора столетия Илья Ефимович вновь вернулся в Самару - на полотнах художника-потомка...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр Баканов родился в 1957 году в Самаре, окончил Самарское художественное училище и Российский государственный институт сценических искусств. Участник пяти групповых выставок в ЦДХ (Москва) и персональной выставки в Риме. Важным событием в его жизни стала персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году.

Работы художника входят в художественные собрания более 20 стран.

Реликвии Музеи и памятники