издается с 1879Купить журнал

Картины с Репиным приплыли...

Художник Александр Баканов передал самарскому музею 24 работы, посвященные 150-летию "бурлацкой" экспедиции Ильи Ефимовича

Путь от замысла до новоселья в музейно-историческом комплексе села Ширяево был не близок. Но даже когда работы - от небольших этюдов и графических рисунков до двухметрового полотна - были готовы, им еще предстояло переправиться из Самары на правый берег Волги. В то самое село и тот самый дом, где 150 лет назад квартировал с товарищами 20-летний студент Петербургской академии художеств Илья Репин.

Здесь он работал над этюдами для картины "Бурлаки на Волге". Само полотно, принесшее молодому художнику мировую славу, было написано уже в Северной столице в 1870-1873 годах. А тем летом в Ширяево он напитывался образами, солнцем, красками.

"Бурлаки на Волге" Ильи Репина вдохновили самарского художника на необычный проект.

Больше всего Репина поразили речные пространства, которые "не мог вместить ни один альбом".

"Репинские" картины Александра Баканова органично вписались в атмосферу сельского музея.

Художник Баканов свои идеи и сюжеты черпал полным неводом как раз из книги воспоминаний Репина "Далекое-близкое", которую тот написал спустя 44 года после волжской экспедиции. Что же до погружения в волжские красоты, бывалый рыбак знает о них не понаслышке. Фотографиями своих трофеев гордится едва ли не больше, чем самыми удачными работами.

"Репинские" картины Александра Баканова органично вписались в атмосферу сельского музея.

- Я решил написать художественный репортаж, максимально приближенный к исторической правде, - делится художник с корреспондентом "Родины".

"Репинские" картины Александра Баканова органично вписались в атмосферу сельского музея.

Помогли театральное образование, умение выстраивать драматургию сюжета. Размешав на палитре историю родного края, талант и волжские закаты, Баканов принялся за работу. Писал для себя. Но директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова, увидев картины, восторженно воскликнула: "Это должно висеть в нашем ширяевском филиале!".

В одном из залов музейно-исторического комплекса села Ширяево. Фото: Сергей Баранов

И теперь искусство принадлежит народу.

Пока мы пили чай с Александром Альфредовичем на его живописной кухне с видом на старейший в Самаре Покровский собор, он убедительно доказывал, что Репин вовсе не посвящал свое полотно тяжелому бурлацкому труду.

- Это исторический эпос. На картине в солнечном свете изображены вовсе не угнетенные бедолаги, измученные режимом, а эпические образы сродни римским атлантам. Этой картиной Репин убедительно выразил свою веру в светлое будущее, которое ожидает русский народ.

Фото: Сергей Баранов

А я напомнила Баканову про известную русскую примету. Сто пятьдесят лет назад молодой Репин обронил в волжской купальне серебряные часы да так и не смог достать их из воды. Остались на вечное хранение на песчаном дне. Зато - сработала примета! - спустя полтора столетия Илья Ефимович вновь вернулся в Самару - на полотнах художника-потомка...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Художник Александр Баканов.

Александр Баканов родился в 1957 году в Самаре, окончил Самарское художественное училище и Российский государственный институт сценических искусств. Участник пяти групповых выставок в ЦДХ (Москва) и персональной выставки в Риме. Важным событием в его жизни стала персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году.

Работы художника входят в художественные собрания более 20 стран.