29.12.2021 19:45
Общество

Как Рыбинск благодаря ретровывескам стал самым привлекательным городом для фотосессий

Как Рыбинск благодаря ретровывескам стал самым привлекательным городом для фотосессий
Текст:  Артем Локалов
Если вы еще думаете, куда съездить на новогодних каникулах, то Рыбинск в Ярославской области - отличный вариант. Много снега, праздничная иллюминация и старинные вывески. Лучшие декорации для новогодних фото. Корреспондент "Родины" поговорил с Дмитрием Кузнецовым, благодаря которому в Рыбинск и вернулись старинные вывески. И этот опыт теперь востребован в других русских городах.
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
/ Юрий Феклистов
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Недавно Музей живой старинной вывески отметил трехлетие. Он живой - потому что вывески не бутафорские, а настоящие. Они рекламируют и призывают в действующие магазины, ателье, парикмахерские. Музей живой, потому что город живет с этими вывесками. Потому что процесс их появления - безостановочный. Примеру Рыбинска следуют другие малые города. Например, в Ирбите вывеска в старинном стиле появилась на здании почтамта.

Но почему старинные вывески не появляются в Москве и Петербурге?

Дмитрий Кузнецов: В Петербург год назад меня приглашали ребята, которые хотели оформить старинными вывесками Никольские ряды, но, к сожалению, это так и осталось идеей. На самом деле, неплохо, что есть отзыв именно от провинциальных городов. Эта культура востребована в их историческом центре. Не все же должно доставаться Питеру и Москве. Россия должна развиваться широко и провинциальные города всегда подпитывали столицы. Пусть они развиваются, а мы, как можем, продолжим принимать в этом участие.

С какой вывески все началось в Рыбинске?

Дмитрий Кузнецов: С вывески букмекерской конторы на нашей Красной площади. Букмекеры дали возможность сделать вывеску из натуральных материалов. Когда мы все сделали и повесили ее, чиновники увидели результат. Их удалось убедить, что идея работает, когда все сделано по технологии, вручную.

Почему рыбинскому музыканту заказывают ребрендинг малых городов по всей стране

Эта вывеска на месте?

Дмитрий Кузнецов: Контора недолго существовала - бизнес у букмекеров не пошел. Но благодаря им в городе произошла культурная революция. Когда началась реконструкция Стоялой улицы, я стал заниматься разработкой дизайн-кода города. Этот проект нам удалось осуществить во многом благодаря Дмитрию Рудакову, который в то время был заместителем главы администрации Рыбинска.

Что происходило, когда проект начали реализовывать?

Дмитрий Кузнецов: Сначала поднялась волна критики со стороны городской интеллигенции и архитекторов. Затем, провокации рекламные агентств. Рекламщики хотели представить все как рекламное лобби. Но задача наша - Рудакова как чиновника и моя, как художника - была не заработать на предпринимателях, а поставить проект на правильные рельсы.

Как реагировали предприниматели, которым надо было вешать ретровывеску?

Дмитрий Кузнецов: Некоторые воспринимали в штыки. Но многие, видя подход к делу, вставали на нашу сторону и я им благодарен. Наш стартап ведь и был построен, в первую очередь, на владельцах небольших лавок и контор. Мы изготавливали вывески, они финансировали. Я также вкладывал свои средства.

Сколько вы вложили денег?

Дмитрий Кузнецов: Для первых вывесок норма была не более 40 тысяч рублей за очень редким исключением. Расходы свыше я оплачивал сам. Но мы шли навстречу друг другу - предприниматели, администрация, художники. Это был партнерский дух. Проблемы начались потом.

Какие?

Дмитрий Кузнецов: Когда пост заместителя главы Рыбинска покинул Рудаков, в начале 2019-го проект стал скатываться в бюрократическую сторону. Предпринимателей начали принуждать менять вывески. Это не лучшим образом сказалось на проекте. В предпринимательской среде нарастала волна возмущения и мне стало доставаться. Мы планировали поэтапно внедрять проект. Но пошла разнарядка и людям предписывали вешать новые вывески в стиле тех, что появились ранее на Стоялой улице. Однако, ремесленное и художественное сообщество, на которое я делал ставку, еще не успело сформироваться вокруг идеи. Тут открылась кормушка для рекламных агентств.

20-летний студент сравнивает прошлую и нынешнюю Россию в Instagram - у него 12 тысяч подписчиков

Что они делали не так?

Дмитрий Кузнецов: Они раньше не работали с таким форматом, следовательно стали появляться ошибки. Правда, появилась и городская комиссия по вывескам, куда я на первом этапе вошел. Но с ее помощью можно было контролировать только формальные правила. Проблема у агентств в том, что они не хотят изучать тему. Для них важно сделать быстро и получить деньги.

А как вы договаривались с крупными сетями и банками о вывесках в ретростиле?

Дмитрий Кузнецов: Сам вел переговоры. Например, с "Магнитом" они продолжались полтора года. То они соглашались на старинную вывеску, то были против. Приехал представитель головного офиса и представитель по Ярославской области - и решение нашлось в последний момент за чашкой кофе. Почти два года потребовалось для вывески банка "ВТБ". Самые легкие переговоры были с "Росбанком". Они сразу пошли навстречу и позволили мне кардинально поменять их корпоративный стиль. С "Почтой России" совсем не было трудностей, но это уже история уральского Ирбита, где мы продолжаем проект, начатый в Рыбинске.

Важный момент - дореволюционная орфография с "ятем" и "ером". Предпринимателям она нравится?

Дмитрий Кузнецов: Кому-то нравится, кому-то - нет. На самом деле, к такой орфографии в центре города уже привыкли. Но заставлять всех использовать ее нет смысла. Правила составлялись так, чтобы у человека был выбор. Были случаи, когда я предлагал отказаться от старинной орфографии на вывеске в ретростиле.

Например.

Дмитрий Кузнецов: Есть у нас компания "Маст". Если по старинным правилам писать, то так: "Мастъ". Современное мышление считывает "еръ" как мягкий знак - "Масть". Поэтому от этой буквы в данном случае отказались. Но эстетика не только в орфографии, она также в пропорции, художественных приемах, цвете, фактуре, технологии изготовления и образности в целом. Это важные проводники между историей и современным брендом. Так было с вывесками "Магнит Косметик", банком ВТБ. Те изготовители, которые этого не понимают и не умеют пользоваться, сыплют "ерами" и "ятями" без разбора, часто в ущерб идее.

Есть хорошие примеры вывесок, которыми вы уже не занимались?

Дмитрий Кузнецов: Вывеска "ВкусВилл", например. Ее придумывали всем миром - краеведы, худсовет, рекламщики. В результате использовали самые лучшие наработки, включая наши. И я этому рад, потому что те основы и тот стиль, который мы с главным художником проекта Ниной Матвеевой формировали последние четыре года, наконец-то стали приносить плоды. Получилась хорошая коллективная работа - мне очень понравилось. В общем-то, об этом я и мечтал, когда задумывал проект с вывесками. Чтобы город превратился в живой творческий организм с участием власти, бизнеса и горожан.

Еще вас, кажется, консультировал иконописец.

Дмитрий Кузнецов: Да, мой друг Роман Муковкин. Его основное призвание - иконопись. Когда мы изготавливали первую вывеску - для букмекерской конторы - он учил меня, как на буквы накладывать искусственное золото и много других советов дал. Всегда хотел, чтобы такие люди участвовали в проекте.

К вам в Рыбинск недавно приезжали Иван Ургант и Владимир Познер для съемок проекта Первого канала. Вы гуляли с ними и по Стоялой улице. Как им вывески?

Дмитрий Кузнецов: Владимир Владимирович отметил вывеску "Шторы". Меня за нее ругали - мол, слишком большая и неформатная. Познер удивился, когда я ему рассказал об этом. Сказал, что для людей, у которых проблемы со зрением - это лучшая реклама. Да, раньше тоже так было - главное, чтобы вывеску было видно издалека.

А Урагнт?

Дмитрий Кузнецов: С Иваном мы провели больше времени. Даже сделали совместный Усадебник - фолк-концерт на сцене нашей усадьбы "Этно-Кузня". Ему в принципе все понравилось. Ургант в жизни серьезнее, чем на экране. Он интересуется русской культурой и русской глубинкой. Здорово, что они решили с Познером проехать по России и показать людей с позитивной стороны. Я чувствовал их интерес, разговаривая с ними. Насколько понимаю, на телевидении этот проект можно будет увидеть примерно через год.

Что для вас сейчас Музей живой старинной вывески?

Дмитрий Кузнецов: Доказательство того, что все зависит от нас. Власть способна прислушиваться и систему можно менять. Надо только на собственном примере объяснить и показать как можно делать. И сейчас в Рыбинске получают выгоду все. И город, и предприниматели. Турпоток увеличился, соответственно больше людей приезжает в Рыбинск и Ярославскую область, больше приходит в магазины, музеи.

Горожане и их дети впитывают совершенно иную культурную среду, чем было до того. Задача рыбинских вывесок - вернуть культуру, ремесло, технологии, которые мы потеряли. Мы свою русскую традицию вернули в исторический центр города и продолжаем возвращать в другие города. Смотрим на нее, а она - на нас. Да, мы не можем все вернуть, все-таки живем в современных реалиях. Но такие проекты позволяют увереннее стоять на своей земле, чувствовать Родину.

История Дороги Ярославская область Центральная Россия