Апрель 1974 года. 600 бойцов - студентов отряда (прямо из Кремлевского дворца съездов - дело небывалое) едут на Восток. На вагонах спецпоезда метровыми буквами: "Даешь БАМ - магистраль века". Энтузиазм пассажиров - в песнях, звоне гитар, в стремительных перемещениях из вагона в вагон.
Вихрь!
В истории не много примеров подобного духовного единения. Кажется, каждый ощущает: вершится предыстория чего-то грандиозного.
Да, магистраль века!
Черкаю в блокноте: "Даже сияющие над головой созвездия не появились бы без живой предыстории".
Не так уж и абстрактно. Вскоре первое поселение на будущей магистрали будет названо Звездным.
Поезд идет по графику. Но тормозят многолюдные шумные митинги. Новый город, новый перрон, новый митинг. Людское море, сотни транспарантов, кепки и шапки в воздухе. Пермь, Тюмень, Омск - все едино. Все возвышенно. Ухают подобно тысячам филинов духовые оркестры. Вокзальные репродукторы угрожают: "Поезд отправляется через три минуты... через две... через одну". Некоторые из будущих строителей магистрали века успевают пообщаться с местными девушками из митингующих. Клянутся жениться.
Оборвав один митинг, поезд мчится к другому.
Штабной вагон - битком. Два спецкора "Комсомолки" - тут как тут. Это Влад Фронин и я. Влад представляет отдел рабочей молодежи, я - молодежи студенческой. Третий - Володя Сунгоркин, бамовский собкор "КП" и ее нынешний главный редактор - встретит нас в конечной точке.
Штаб - это сумма дорожных проблем. Это ворох новостей, бузы и слухов. Калейдоскоп высоких слов и образов. Громче всего звучит слово "мужество". Его без конца повторяет комсорг литовского отряда - красавец, киногерой. Про дух он говорит тоже. Я помню, не сдержался, возразил: "Дух, не имеющий власти над телом, это не дух. Это дыхание". Он и не спорит: "Речь идет о призыве к крепости духа и мужеству".
Чтобы снять личное раздражение, я ухожу в купе, забиваюсь в угол. Делаю заготовки для передачи в редакцию. Пишу: "Мужество - золотое человеческое качество. Но найти его на дороге случайно, как золотой слиток, нельзя. Мужество вызревает в человеческом сердце одновременно с ростом самого человека... Или не вызревает".
Высокопарно. Но в пику комсоргу.
Колеса стучат вторые сутки. Многие ребята стоят в коридорах у окон: манит мелькающий мир. Будоражит просторами.
Студент по имени Шота говорит Фронину: "Я после первого митинга в Кирове был просто в восторге. А теперь, когда нас везде так встречают и ждут как героев, я что-то не догоняю. Лучше бы на обратном пути".
"Может быть, и лучше, - соглашается будущий главный редактор "Комсомолки". И благоразумно добавляет: "Показал, на что способен, сработал на славу - это твой звездный час. Тогда оркестры и митинги по делу". Что-то в этом роде говорил Фронин, но я засекаю только "звездный час".
И вернувшись в Москву, в редакцию, публикую свой первый бамовский материал (полная полоса "Комсомольской правды") под заголовком "Звездный час". А сегодня, спустя десятилетия, нахожу архивные блокноты и в одном из них - набросок абзаца, написанного еще в поезде. Переписываю: "Звездный час - это когда тебе выпадает многотрудное счастье быть первым там, где начинается грандиозное дело. Дело, необходимое не просто тебе лично, но и всем, кто живет на земле твоей Родины. Это вот и есть звездный час. Его не следует путать с торжественным".
***
Первые шаги по земле. Светло-вишневая вода реки Таюра несет разбитые армии последних льдин. Когда на воду падает солнечный свет, по дну, у берега, скользят тени рыб.
Хорошее было время. Настоящее. В чем-то и правда великое. А главное - наше.
Пассажир первого поезда" Владислав Фронин, упомянутый выше, - в центре этого снимка, сделанного в Тынде летом 1975 года. Слева от репортера "Комсомолки" - начальник экспедиции Мосгипротранса на БАМе, легендарный изыскатель Александр Алексеевич Побожий о чем-то беседующий с собкором "Амурского комсомольца" Тамарой Андреевой (видна лишь ее шевелюра). Справа - секретарь комитета ВЛКСМ СМП-567 Виктор Либин и боец отряда "Якутский комсомолец" Анатолий Павлов.
Редакция "Родины" сердечно поздравляет Владислава Александровича Фронина, главного редактора нашего журнала и "Российской газеты", с 70-летием!