Остров наособицу
Первая в России карта Васильевского острова, составленная инженером-майором Лепинасом, датируется 1714 годом. На карте видно, что постройки расположены лишь в восточной части острова, а всю остальную территорию занимают леса и болота. Изначально Васильевский был отдан под управление князю Александру Меншикову и на месте нынешней Университетской набережной активно велась стройка его дворца. Сам же остров именовался Княжеским, а иногда - Меншиковым.
Основная гражданская застройка тогда велась на Петроградской стороне. Знать селилась на Большой и Малой Дворянских улицах (ныне улицы Куйбышева и Мичуринская), на месте нынешних Большой и Малой Посадских улиц велась хаотичная застройка, территория эта называлась Посадом. На другом же берегу Невы город разрастался от Адмиралтейства. Самые высокопоставленные сотрудники селились в Немецкой слободе (одна из ее улиц ныне носит название Миллионной), на месте нынешнего Литейного проспекта работал Литейный пушечный двор. Слободки простого люда были разбросаны по всему историческому центру нынешнего Петербурга.
И только Васильевский остров был как-то обособлен.
Перспективы Трезини
В 1714 году Петр I кардинально изменил свои планы относительно этой местности. Остров забрали у Меншикова под городские нужды, ведь именно здесь, на Васильевском острове, император решил разместить центр молодой столицы российской. В 1715 году по указу Петра I Доменико Трезини создает генплан острова, где появляются знаменитые линии (так их стали называть в 1718 году), причем в проекте это не просто улицы, а каналы - как в Венеции.
В качестве планировочной оси использовалась просека, проходившая от сада Меншикова и далее на запад. Сейчас на месте этой просеки - Большой проспект Васильевского острова. Проспекты же на тот момент именовали "перспективами".
Так на Васильевском острове появились три "перспективы" - Большая, Малая и Средняя.
Несмотря на то что проект Трезини был утвержден на самом высоком уровне, планировочные решения неоднократно пересматривались. Но сама идея улиц-линий дошла до наших дней. Впервые на фотокамеру их запечатлел в 1886 году основатель российского военного воздухоплавания Александр Кованько. Он поднялся над центром Петербурга на воздушном шаре и сделал первый снимок Васильевского острова, послуживший началом отечественной аэрофотосъемки.
Стоит отметить, что за минувшие столетия историческая часть Васильевского острова не сильно изменилась.
Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
Анна Ахматова
Застройка из-под палки
Дома без кровель и печей - так в первой четверти XIX века выглядела 1-я линия Васильевского острова на углу с Большим проспектом. Зеленые насаждения - это будущий Румянцевский сквер. Чуть поодаль - лютеранская церковь Святой Екатерины, которая была построена в 1771 году по проекту архитектора Фельтена. Сейчас фасад церкви значительно ярче, чем 200 лет назад. Рядом - трехэтажный доходный дом, сейчас здесь квартиры, офисы, а на первом этаже открыты магазины.
В петровские времена тут было все совсем иначе. Частная застройка велась чуть ли не из-под палки. То ли простой люд не прельщали обещанные каналы, то ли невские ветра оказались слишком злыми, но люди активно селились поближе к Адмиралтейству и Московской стороне (ныне территории Кировского, Московского и Фрунзенского районов). Недовольный этим император в январе 1721 года даже подписал указ "О ломке на Московской стороне и Адмиралтейском острове кровель на домах лиц, не исполнивших указа о переносе домов на Васильевский остров". Чтобы возможности жить в таких домах не оставалось никакой, ломали также и печи.
Но даже такая мера слабо мотивировала людей к переезду.
Та же тенденция продолжилась и в правление Анны Иоанновны. Опасаясь гнева государева, люди постепенно застраивали линии Васильевского острова, однако фактически это были кварталы недостроев: без кровель, полов и печей. Принудительная застройка на Васильевском острове прекратилась только в 1759 году.
Ну а сейчас Василеостровский район считается одним из самых престижных в городе и цены на недвижимость здесь столь высоки, что позволить себе квартиру на "Ваське" могут лишь очень обеспеченные люди.
Тронул задумчивый иней
Кос твоих светлую прядь,
И над бульварами Линий
По-ленинградскому синий
Вечер спустился опять.
Александр Городницкий
Трехсотлетние фасады
В целом облик линий Васильевского острова в привычном нам виде сформировался во второй половине XIX - начале ХХ веков. Тогда здесь велась активная застройка доходными домами, многие старые здания сносились, перестраивались, популярна была и надстройка дополнительных этажей.
С петровских времен на линиях осталось всего несколько домов. Среди них здание Подворья Александра-Невской лавры на 7-й линии, 12, построенное по проекту Жана-Батиста Леблона в период с 1720 по 1726 годы. Здание неоднократно реконструировалось и перестраивалось, в последний раз это было сделано в конце XIX века. Исторический фасад дома восстановили в середине прошлого века. За триста лет владельцы дома неоднократно менялись. Подворье здесь исчезло уже в XIX веке, известно, что на первом этаже были обустроены магазины. После революции в здании, как и во многих доходных домах по всему городу, появились коммуналки. Сейчас это обычный жилой дом, в котором прописаны 23 человека.
По соседству находятся еще два здания первой четверти XVIII века - Дом Одоевской (№ 8 по 7-й линии) и Дом князя Щербатова (№ 14 по 7-й линии). Оба здания были возведены до 1740 года. Они неоднократно перестраивались, но в отличие от Подворья Александро-Невской лавры не признаны объектами культурного наследия народов России. В число зданий - памятников архитектуры их внесли совсем недавно, причем не на федеральном, а на региональном уровне. В этих домах сейчас также живут люди.
Линии, не ставшие каналами
Выше уже упоминалось, что линии Васильевского острова предполагалось сделать каналами. Дело было не только в желании посоревноваться с Венецией. Каналам придавалось важное фортификационное значение, каждый из них позиционировался как ров, который в случае нападения сможет остановить неприятеля. Планировалось создать и систему шлюзов, открывая и закрывая которые, можно было затопить часть укреплений, которые успел занять враг. К тому же из рвов можно было брать воду при тушении пожаров.
Проект обустройства каналов на Васильевском острове каналов выполнял Жан-Батист Леблон, в 1716 году его назначили главным архитектором Петербурга. Он предложил три типа каналов, глубиной 12, 8,5 и 6 саженей. На всех крупных площадях и перекрестках он запланировал обустроить фонтаны, воду из которых можно было использовать для тушения пожаров.
Были ли эти планы претворены в жизнь? Существуют городские легенды, что какое-то время каналы действительно существовали и якобы они были прорыты вплоть до 13-й линии Васильевского острова, а потом их засыпали. Но краеведы склоняются к тому, что эта идея осталась лишь на бумаге. Дело в том, что в июне 1723 года Петр I обнародовал указ "О выкопании в С.-Петербурге на Васильевском острове до предполагаемая проведения каналов, прудов для воды на случай пожаров". В самом документе про каналы ничего не сказано, но название говорит за себя. К тому же следующим, 1724, годом датируется ряд документов, которые регламентировали постройку каналов. И лишь при Петре II начали рыть самый первый канал по 1-й линии Васильевского острова до Большого проспекта. Но и его впоследствии засыпали. Осуществлялось ли по нему судоходство, досконально неизвестно.
Почему линии не стали каналами? Главная причина - климат. В Петербурге, в отличие от Венеции, зимой реки и каналы скованы льдом. Соответственно, использовать каналы как фортификационные сооружения половину года невозможно. К тому же линии действительно оказались довольно узкими, соответственно, создать там инфраструктуру для движения повозок и прохода судов было затруднительно. К тому же по задуманным каналам могли пройти лишь лодки, но никак не большие корабли, это делало существование каналов в том виде, в каком их задумали, бессмысленным.
Линии Васильевского острова так и не превратились в каналы, но в городской топонимике эти названия сохранились.
30 свидетелей эпохи
Всего на Васильевском острове 30 линий. Помимо "номерных" в более поздние годы появились Менделеевская, Биржевая, Кожевенная линии. Нумерация домов на линиях такая же, как и в целом по Петербургу: на нечетной линии идут четные номера домов и наоборот. Например, на 2-й линии Васильевского острова стоят дома №1, 3 и так далее, а на 3-й - №2, 4.
Если сравнить изображения 6-7-й линий Васильевского острова двухсотлетней давности с современными снимками нашего фотографа, то отличий не так уж и много: да, другой оттенок фасадов, дорожная разметка, асфальт. На участке от Андреевской церкви можно заметить деревья в два ряда, образующие небольшой уютный бульвар. Стоит отметить, что в годы СССР по этому участку ходили машины. Пешеходную зону, такую же, как и двести лет назад, здесь организовали лишь в 2001 году, и сейчас участок 6-7-й линии от Большого до Среднего проспектов является одним из любимых мест отдыха петербуржцев и гостей города.
На снимках, на гладких открытках
Он не интересен на вид,
И, как шоколадная плитка,
На дольки кварталов разбит.
Но есть красота в нем иная,
И вот он встает предо мной -
На дольки разбит, как стальная
Рубашка гранаты ручной.
Вадим Шефнер
На известной гравюре Алексея Зубова изображен триумфальный ввод шведских судов в Петербург после победы при Гангуте в 1714 году. Правда, на момент создания гравюры Меншиковский дворец, изображенный на переднем плане, еще вовсю строился, работу завершат лишь в 1720 году. Там, где на гравюре Зубова восточнее дворца проходит широкая улица, сейчас начинается комплекс зданий СПбГУ. Среди них флигель и Манеж Кадетского корпуса.
Кадетский корпус был размещен во дворце Меншикова после того, как в 1727 году его сослали в местечко Березово (нынешний Ханты-Мансийский автономный округ) по обвинению в коррупции. С 2018 года в зданиях Первого кадетского корпуса ведутся масштабные раскопки, археологи обнаружили тысячи документов, а также монеты, амуницию, посуду, ледник и даже устриц, которые в XVIII веке считались пищей городской бедноты.
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Иосиф Бродский
Улицы-линии помимо Санкт-Петербурга есть в Новосибирске, Брянске, Владимире, Омске и Ростове-на-Дону.
Никитенко Г., Соболь В. "Дома и люди Васильевского острова", Санкт-Петербург, 2013
Столпянский П. "Как возник, основался и рос Санкт-Петербург", Петроград, 1918
Портал "Наш Санкт-Петербург"