издается с 1879Купить журнал

Линии Петра

Прогулка по Васильевскому острову, не утратившему за три с половиной столетия петровское название

Удивительно: в Северной столице, где многие улицы появились еще в период правления Петра Великого, исторические названия сохранили только линии Васильевского острова. Изначально император планировал, что это будут каналы под стать венецианским, но северный климат и бесконечный российский авось не дали осуществиться удивительному замыслу.

А. Зубов. Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года.

А. Зубов. Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года.

Остров наособицу

Первая в России карта Васильевского острова, составленная инженером-майором Лепинасом, датируется 1714 годом. На карте видно, что постройки расположены лишь в восточной части острова, а всю остальную территорию занимают леса и болота. Изначально Васильевский был отдан под управление князю Александру Меншикову и на месте нынешней Университетской набережной активно велась стройка его дворца. Сам же остров именовался Княжеским, а иногда - Меншиковым.

Основная гражданская застройка тогда велась на Петроградской стороне. Знать селилась на Большой и Малой Дворянских улицах (ныне улицы Куйбышева и Мичуринская), на месте нынешних Большой и Малой Посадских улиц велась хаотичная застройка, территория эта называлась Посадом. На другом же берегу Невы город разрастался от Адмиралтейства. Самые высокопоставленные сотрудники селились в Немецкой слободе (одна из ее улиц ныне носит название Миллионной), на месте нынешнего Литейного проспекта работал Литейный пушечный двор. Слободки простого люда были разбросаны по всему историческому центру нынешнего Петербурга.

И только Васильевский остров был как-то обособлен.

Архитектор Доменико Трезини (1670-1734) .

Перспективы Трезини

В 1714 году Петр I кардинально изменил свои планы относительно этой местности. Остров забрали у Меншикова под городские нужды, ведь именно здесь, на Васильевском острове, император решил разместить центр молодой столицы российской. В 1715 году по указу Петра I Доменико Трезини создает генплан острова, где появляются знаменитые линии (так их стали называть в 1718 году), причем в проекте это не просто улицы, а каналы - как в Венеции.

Доменико Трезини. План Васильевского острова.

В качестве планировочной оси использовалась просека, проходившая от сада Меншикова и далее на запад. Сейчас на месте этой просеки - Большой проспект Васильевского острова. Проспекты же на тот момент именовали "перспективами".

Так на Васильевском острове появились три "перспективы" - Большая, Малая и Средняя.

Несмотря на то что проект Трезини был утвержден на самом высоком уровне, планировочные решения неоднократно пересматривались. Но сама идея улиц-линий дошла до наших дней. Впервые на фотокамеру их запечатлел в 1886 году основатель российского военного воздухоплавания Александр Кованько. Он поднялся над центром Петербурга на воздушном шаре и сделал первый снимок Васильевского острова, послуживший началом отечественной аэрофотосъемки.

Стоит отметить, что за минувшие столетия историческая часть Васильевского острова не сильно изменилась.


Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

Анна Ахматова


К. Беггров. Церковь Андрея Первозванного. 1820-е годы (6-я линия, 11).


Застройка из-под палки

Дома без кровель и печей - так в первой четверти XIX века выглядела 1-я линия Васильевского острова на углу с Большим проспектом. Зеленые насаждения - это будущий Румянцевский сквер. Чуть поодаль - лютеранская церковь Святой Екатерины, которая была построена в 1771 году по проекту архитектора Фельтена. Сейчас фасад церкви значительно ярче, чем 200 лет назад. Рядом - трехэтажный доходный дом, сейчас здесь квартиры, офисы, а на первом этаже открыты магазины.

В петровские времена тут было все совсем иначе. Частная застройка велась чуть ли не из-под палки. То ли простой люд не прельщали обещанные каналы, то ли невские ветра оказались слишком злыми, но люди активно селились поближе к Адмиралтейству и Московской стороне (ныне территории Кировского, Московского и Фрунзенского районов). Недовольный этим император в январе 1721 года даже подписал указ "О ломке на Московской стороне и Адмиралтейском острове кровель на домах лиц, не исполнивших указа о переносе домов на Васильевский остров". Чтобы возможности жить в таких домах не оставалось никакой, ломали также и печи.

Но даже такая мера слабо мотивировала людей к переезду.

Та же тенденция продолжилась и в правление Анны Иоанновны. Опасаясь гнева государева, люди постепенно застраивали линии Васильевского острова, однако фактически это были кварталы недостроев: без кровель, полов и печей. Принудительная застройка на Васильевском острове прекратилась только в 1759 году.

Ну а сейчас Василеостровский район считается одним из самых престижных в городе и цены на недвижимость здесь столь высоки, что позволить себе квартиру на "Ваське" могут лишь очень обеспеченные люди.


Тронул задумчивый иней

Кос твоих светлую прядь,

И над бульварами Линий

По-ленинградскому синий

Вечер спустился опять.

Александр Городницкий


Меншиковский дворец. Фото: Святослав Акимов

Трехсотлетние фасады

В целом облик линий Васильевского острова в привычном нам виде сформировался во второй половине XIX - начале ХХ веков. Тогда здесь велась активная застройка доходными домами, многие старые здания сносились, перестраивались, популярна была и надстройка дополнительных этажей.

С петровских времен на линиях осталось всего несколько домов. Среди них здание Подворья Александра-Невской лавры на 7-й линии, 12, построенное по проекту Жана-Батиста Леблона в период с 1720 по 1726 годы. Здание неоднократно реконструировалось и перестраивалось, в последний раз это было сделано в конце XIX века. Исторический фасад дома восстановили в середине прошлого века. За триста лет владельцы дома неоднократно менялись. Подворье здесь исчезло уже в XIX веке, известно, что на первом этаже были обустроены магазины. После революции в здании, как и во многих доходных домах по всему городу, появились коммуналки. Сейчас это обычный жилой дом, в котором прописаны 23 человека.

По соседству находятся еще два здания первой четверти XVIII века - Дом Одоевской (№ 8 по 7-й линии) и Дом князя Щербатова (№ 14 по 7-й линии). Оба здания были возведены до 1740 года. Они неоднократно перестраивались, но в отличие от Подворья Александро-Невской лавры не признаны объектами культурного наследия народов России. В число зданий - памятников архитектуры их внесли совсем недавно, причем не на федеральном, а на региональном уровне. В этих домах сейчас также живут люди.

Линии, не ставшие каналами

Выше уже упоминалось, что линии Васильевского острова предполагалось сделать каналами. Дело было не только в желании посоревноваться с Венецией. Каналам придавалось важное фортификационное значение, каждый из них позиционировался как ров, который в случае нападения сможет остановить неприятеля. Планировалось создать и систему шлюзов, открывая и закрывая которые, можно было затопить часть укреплений, которые успел занять враг. К тому же из рвов можно было брать воду при тушении пожаров.

Проект обустройства каналов на Васильевском острове каналов выполнял Жан-Батист Леблон, в 1716 году его назначили главным архитектором Петербурга. Он предложил три типа каналов, глубиной 12, 8,5 и 6 саженей. На всех крупных площадях и перекрестках он запланировал обустроить фонтаны, воду из которых можно было использовать для тушения пожаров.

Были ли эти планы претворены в жизнь? Существуют городские легенды, что какое-то время каналы действительно существовали и якобы они были прорыты вплоть до 13-й линии Васильевского острова, а потом их засыпали. Но краеведы склоняются к тому, что эта идея осталась лишь на бумаге. Дело в том, что в июне 1723 года Петр I обнародовал указ "О выкопании в С.-Петербурге на Васильевском острове до предполагаемая проведения каналов, прудов для воды на случай пожаров". В самом документе про каналы ничего не сказано, но название говорит за себя. К тому же следующим, 1724, годом датируется ряд документов, которые регламентировали постройку каналов. И лишь при Петре II начали рыть самый первый канал по 1-й линии Васильевского острова до Большого проспекта. Но и его впоследствии засыпали. Осуществлялось ли по нему судоходство, досконально неизвестно.

Почему линии не стали каналами? Главная причина - климат. В Петербурге, в отличие от Венеции, зимой реки и каналы скованы льдом. Соответственно, использовать каналы как фортификационные сооружения половину года невозможно. К тому же линии действительно оказались довольно узкими, соответственно, создать там инфраструктуру для движения повозок и прохода судов было затруднительно. К тому же по задуманным каналам могли пройти лишь лодки, но никак не большие корабли, это делало существование каналов в том виде, в каком их задумали, бессмысленным.

Линии Васильевского острова так и не превратились в каналы, но в городской топонимике эти названия сохранились.

Линия 12. Дом для именитых. Фото: Святослав Акимов

30 свидетелей эпохи

Всего на Васильевском острове 30 линий. Помимо "номерных" в более поздние годы появились Менделеевская, Биржевая, Кожевенная линии. Нумерация домов на линиях такая же, как и в целом по Петербургу: на нечетной линии идут четные номера домов и наоборот. Например, на 2-й линии Васильевского острова стоят дома №1, 3 и так далее, а на 3-й - №2, 4.

Если сравнить изображения 6-7-й линий Васильевского острова двухсотлетней давности с современными снимками нашего фотографа, то отличий не так уж и много: да, другой оттенок фасадов, дорожная разметка, асфальт. На участке от Андреевской церкви можно заметить деревья в два ряда, образующие небольшой уютный бульвар. Стоит отметить, что в годы СССР по этому участку ходили машины. Пешеходную зону, такую же, как и двести лет назад, здесь организовали лишь в 2001 году, и сейчас участок 6-7-й линии от Большого до Среднего проспектов является одним из любимых мест отдыха петербуржцев и гостей города.

На снимках, на гладких открытках

Он не интересен на вид,

И, как шоколадная плитка,

На дольки кварталов разбит.

Но есть красота в нем иная,

И вот он встает предо мной -

На дольки разбит, как стальная

Рубашка гранаты ручной.

Вадим Шефнер


ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ

На известной гравюре Алексея Зубова изображен триумфальный ввод шведских судов в Петербург после победы при Гангуте в 1714 году. Правда, на момент создания гравюры Меншиковский дворец, изображенный на переднем плане, еще вовсю строился, работу завершат лишь в 1720 году. Там, где на гравюре Зубова восточнее дворца проходит широкая улица, сейчас начинается комплекс зданий СПбГУ. Среди них флигель и Манеж Кадетского корпуса.

Кадетский корпус был размещен во дворце Меншикова после того, как в 1727 году его сослали в местечко Березово (нынешний Ханты-Мансийский автономный округ) по обвинению в коррупции. С 2018 года в зданиях Первого кадетского корпуса ведутся масштабные раскопки, археологи обнаружили тысячи документов, а также монеты, амуницию, посуду, ледник и даже устриц, которые в XVIII веке считались пищей городской бедноты.



Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Иосиф Бродский

КСТАТИ

Улицы-линии помимо Санкт-Петербурга есть в Новосибирске, Брянске, Владимире, Омске и Ростове-на-Дону.


Никитенко Г., Соболь В. "Дома и люди Васильевского острова", Санкт-Петербург, 2013

Столпянский П. "Как возник, основался и рос Санкт-Петербург", Петроград, 1918

Портал "Наш Санкт-Петербург"