И здесь не обойдешься высылкой в 24 или 72 часа, как это бывает с теми, кто трудится под дипломатической или иной "крышей". Да, немало терминов, но без них не обойтись в описании редчайшей профессии нелегала, где каждый человек - это драгоценнейший "штучный" товар, на подготовку которого уходят годы. Юрий Анатольевич Шевченко, последний из рассекреченных нелегалов, которому звание Героя России присвоили в 2017 году, называл своих немногочисленных коллег "подвижниками" и сам был одним из них.
Странички истории нелегальной разведки открывались весьма постепенно. Страна впервые узнала о существовании трудившихся на ее благо нелегалов после обмена в 1962 году полковника Рудольфа Абеля, он же Вильям (Вилли) Фишер, на американского летчика-шпиона Пауэрса. Да, именно так: они - шпионы, против нас работающие, наши - разведчики, отрекшиеся словно монахи от мира, но посвятившие себя не молитвам, а обеспечению твоей, моей, нашей безопасности.
За Абелем-Фишером медленной вереничкой потянулись другие нелегалы. Как же мне повезло общаться с первым среди них послевоенным Героем Советского Союза Геворком Вартаняном и его супругой. С Героями уже современной России: Алексеем Козловым, отсидевшим из-за предательства два года в камере смертников в ЮАР, обменянным на дюжину их шпионов и снова - небывалый случай в истории мировых спецслужб - отправившимся в нелегальную разведку.
Другой великий нелегал - Юрий Шевченко, недавно от нас ушедший, мог стать архитектором, художником. А вместо этого, рискуя жизнью, неустанно переезжал из страны в страну, скакал с континента на континент, добывая документы под невиданнейшим по секретности грифом "космик". И все они с глубочайшим уважением относились к своему многолетнему начальнику, нелегалу из нелегалов Юрию Дроздову, во многом и раскрывшему читателям и мне неведомые ранее, однако в пределах дозволенного, секреты из жизни своих друзей и подчиненных. Судьба подарила единственную встречу, зато продолжавшуюся больше четырех часов, с нелегалом и будущим Героем России Моррисом Коэном. Бывший американец, ставший нашим гражданином, добывал для СССР атомные секреты. И если бы каждый из нас любил Россию так, как боготворил ее Моррис...
В последние годы рассекречены и нелегалы довоенной поры: лучший "вербовщик Арнольд Дейч, бесстрашный красавец, писатель и художник Дмитрий Быстролетов, талантище Иосиф Григулевич, ставший после вынужденного ухода из профессии академиком. Директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин восстановил историческую справедливость, рассказав в своей статье в "РГ" о забытых, да что там забытых - неизвестных подвигах начальника внешней разведки военных лет генерал-лейтенанта Павла Фитина. Это при нем была задумана и проведена гениальная операция "Энормоз", раскрывшая секреты изготовления американской атомной бомбы и во многом ускорившая создание собственного "изделия".
100-летие отмечалось негромко. Разведка, тем более нелегальная, любит тишину. На днях на территории штаб-квартиры СВР открыт памятник разведчику-нелегалу. Сидящий в задумчивости, он как две капли воды похож на всенародного любимого Штирлица из "Семнадцати мгновений весны" - то есть на актера Вячеслава Тихонова. И пусть это лишь литературный персонаж, выдуманный первооткрывателем жанра документального детектива Юлианом Семеновым. На открытии монумента директор разведки Сергей Нарышкин рассказал, что сегодняшние разведчики считают Тихонова своим боевым товарищем.
Выставка "Профессия - иностранец" в Музее истории российской литературыПрошли презентации нескольких книг, посвященных нелегальной разведке. Представлен восьмитомник, в котором "Молодая гвардия" поведала о лучших разведчиках-нелегалах.
Вчера в Государственном музее истории российской литературы имени Даля (ГМИРЛИ) открылась необычная выставка - "Профессия - иностранец". Из названия видно: это о разведчиках-нелегалах. Точнее, именно о тех, кому посвящены культовые художественные фильмы.
Такого мы еще никогда не видели. На стенах рекламные плакаты кинокартин, рядом портреты знаменитых артистов, исполнивших в них главные роли. А на застекленных стеллажах подлинные документы разведчиков, послуживших прототипами основных действующих лиц. Тут уж постарались не только директор ГМИРЛИ Дмитрий Бак и его коллеги из различных музеев и фондов. Подлинные документы нелегалов предоставила, раскрыв засекреченные архивы, Служба внешней разведки. Паспорта из полудюжины стран с одним и тем же лицом на фото, только с разными фамилиями, которыми пользовался красавец Дмитрий Быстролетов. Его служебные донесения, личные послания на разных языках, написанные каллиграфическим почерком. И здесь же плакат фильма "Человек в штатском", снятый в 1971 году по сценарию Дмитрия Александровича, кстати, сыгравшего в фильме небольшую, зато выразительную роль.
Культовый фильм "Мертвый сезон" с Донатасом Банионисом, а рядом фотографии, документы двух нелегалов. Гордон Лонсдейл, он же Конон Молодый, стал не только прототипом героя, но и консультантом картины. Его старший товарищ Вильям Фишер впервые в 1968 году предстал перед широкой публикой, снявшись в весьма выразительном предисловии к этой картине.
Выставка "Профессия - иностранец" в Музее истории российской литературыНаверное, не случайно на "круглом столе", который вел директор СВР Сергей Нарышкин, припомнился ему любопытный эпизод. В начале 2020-х годов он вручал Донатасу Банионису российский орден. И старый актер был растроган, говорил, что дома, в Литве, его забыли, а вот в России ценят и любят. Еще бы не помнили. Телеведущая Анна Чапман привела интереснейшие цифры неоспоримого рейтинга. "Мертвый сезон" и сегодня во главе списка самых смотрибельных фильмов.
Да, в "круглом столе" участвовали люди разные. Рассекреченный полковник-нелегал Тамара Ивановна Нетыкса, директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Владимир Григорьев, руководители разведки и ветераны службы. И лучшие писатели, журналисты, продюсеры и телеведущие, создающие произведения о нелегальной разведке.
И тут разговор пошел профессиональный. Говорили о потрясающих удачах и огромном зрительском интересе. Обменивались оценками, из которых стал понятно, что в лидерах по чисто профессиональным и зрительским симпатиям по-прежнему "Семнадцать мгновений весны", чем несказанно порадовали Ольгу Семенову - директора дома-музея своего отца Юлиана Семенова "Вилла Штирлиц". Благодарили директора СВР за рассекречивание имен новых героев. Спрашивали, последуют ли новые открытия.
И все без исключения поздравляли отечественную нелегальную разведку. В данном случае 100 лет - это о том, что еще многое впереди.