07.11.2022 19:16
"Родина"

"Родина" продолжает анализировать современные украинские учебники истории

"Родина" продолжает анализировать современные украинские учебники истории
Текст:  Юрий Борисёнок (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1122)
В августе 2022 г. украинские власти в очередной раз ужесточили антироссийское содержание школьных программ по истории. Отныне Советский Союз предписано называть "правительством имперского типа", которое якобы "присвоило суверенитет" УССР и проводило "политику обрусения", которая раньше упоминалась в учебниках как "политика русификации"1. Логично поинтересоваться, а что надлежит знать местным школьникам об империи вообще и пребывании украинских земель в Российской империи в частности.
Карта формирования территории Украины. / cont.ws
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

"Родина" продолжает анализировать современные украинские учебники истории (начало см. № 9 за 2022 год)

/ ТАСС

Сумбур вместо музыки

Основные знания о своем имперском опыте учащиеся Украины должны получать в 9-м классе. Курс украинской истории для этого возраста рассчитан на период "долгого XIX в." - то есть с 1795 г., даты третьего раздела Польши, до начала Первой мировой войны в 1914-м. Прочитав пять действующих учебников, изданных в 2017 г., можно объективно обозначить главные тенденции подачи информации об этом важнейшем периоде украинской истории.

Учебники, заметим, дело государственное, они все не только утверждены министерством, но и напечатаны на средства госбюджета с запретом на продажу, хотя и резко отличаются тиражами: так, изданная в Тернополе учебная книга Натальи Сорочинской и Ольги Гисем вышла в свет в количестве всего 6103 экземпляров, киевское издание учебника винницкого историка Алексея Струкевича удостоилось 10 280 экземпляров, а вот труд киевского историка и методиста Виталия Власова (1969-2019) отпечатан сразу в 118 873 копиях2. И если учебники истории для учеников помладше допускают различные толкования, то девятиклассникам предлагается пять в основе своей похожих версий, основанных на министерской программе очень специфического свойства.

Изданы учебники во времена президентства Петра Порошенко, известного своим участием в бизнесе, поэтому акцент повсеместно сделан на развитии предпринимательства в XIX в., на успехах оборотистых семей Яхненко, Симиренко, Харитоненко, Терещенко, Чикаленко и прочих.

Захарова посоветовала Бербок купить карту и учебник истории после ее заявлений о России

Но не это главное - каждый учебник снабжен введением, где кратко объясняются основные понятия эпохи. Вопросов к этим текстам возникает много. О нахождении украинских земель в рамках двух империй, Российской и Австрийской, говорится четко, но о том, что такое имперская политика и как она проводилась, ни в одном учебнике внятно не пишется. Приводятся относительно современные трактовки XIX в. как эпохи модернизации, индустриального общества и т.п., но обозначить это столетие как "век национализма", как общепринято в тех же трактовках, ни один из учебников не решается. При этом авторы активно употребляют термины "национальное возрождение", "национальное самосознание", "нация" и "национальная интеллигенция", но создается впечатление, что это все специфически украинские явления.

/ ТАСС

Структура изложения в учебниках едина - сначала следуют параграфы о положении Украины в Российской империи, следом об украинцах в империи Австрийской, а изложение культуры и искусства идет в общей массе. Отличие Российской и Австрийской империй обозначено четко. Так, Власов справедливо замечал, что в начале XIX в. "в составе Российской империи пребывало до 80% украинских этнических территорий, на которых проживало почти 85% всего украинского населения"3. При этом честно признаётся, что почти 98% украинцев Российской империи исповедовали православие4. Правда, православной вере в учебниках посвящено гораздо меньше места, чем униатам (греко-католикам), преобладавшим среди украинцев Австрийской империи. Стало быть, структурно австрийским украинцам отводится гораздо больше объема, чем российским, вместо логичных по доле населения 15-20%.

Впрочем, вследствие пропольской политики австрийских властей их отношение к украинцам учебники преимущественно излагают в негативном ключе. Исключение составляет курьезное утверждение Сорочинской и Гисем: "Несмотря на свое несовершенство, конституционные реформы 60-х гг. ХIХ в. в Австрийской империи имели далекоидущие последствия: всем народам империи был открыт путь к достижениям европейской демократии"5. И это притом, что положение украинцев, вынужденных в массовом порядке уезжать за океан именно от этих "достижений европейской демократии", описано внятно и в этом учебнике. Империя Франца Иосифа как светоч европейской демократии - это определенно новое слово в исторической науке, с чем можно поздравить. Ведь любой девятиклассник, прочитавший хотя бы "Похождения бравого солдата Швейка" Ярослава Гашека, наглядно убедится, как выглядела эта "демократия" в монархии Габсбургов.

/ ТАСС

Процветающая колония царизма

А вот уяснить в любом из учебников реальное положение украинцев в составе Российской империи очень непросто. Советские штампы типа "проклятого царизма" и "тюрьмы народов" уже списаны в утиль, а радикальную теорию о якобы колониальном статусе Украины находим только в одном учебнике. Струкевич пишет вот что:

"Колониальное положение Украины в Российской империи принципиально отличалось от положения, например, Польши, Финляндии, балтийских земель. Проводя на всех захваченных окраинах политику национального угнетения, имперское правительство все-таки признавало существование польского, финского и балтийских народов. Однако в отношении украинцев царизм проводил политику полной русификации, не признавал за ними даже права называть себя украинцами, а свою землю - Украиной"6.

Правда, в основном тексте этой учебной книги не обнаруживается ни единого доказательства этим громким словам. Приводятся же многочисленные свидетельства о научном изучении украинцев в XIX веке, в том числе и за казенные деньги по линии Императорского Русского географического общества. И недаром все учебники упорно молчат о том, что украинцы не только не были признаны в империи Романовых "инородцами", но и были народом государствообразующим, важнейшей составной частью триединой русской нации, то есть по статусу повыше финнов и прибалтов, которым так завидует Струкевич.

"История Русов": Библия украинского сепаратизма

Тот же автор парадоксально склонен ругать царизм и за то, что этому "колониальному статусу" империя не подвергла территории некоторых смежных с украинскими землями губерний: "Имперское правительство не учитывало географию расселения украинского народа. Поэтому часть украинских этнических земель была присоединена к соседним российским губерниям (Воронежской, Курской, Гродненской, Могилевской, Бессарабской, Войска Донского) и Царства Польского (Холмщина и Подляшье). Вне границ украинских губерний остались и земли Черноморского Кубанского войска"7. Запорожские историки Федор Турченко и Валерий Мороко в своем учебнике добавляют к этому списку губерний и Минскую8.

Список этнографических претензий авторов учебников этим не исчерпывается - в изложении большинства учебников присутствуют места компактного переселения украинцев - Зеленый Клин на Дальнем Востоке и Серый Клин в Западной Сибири и нынешнем Северном Казахстане. Но ведь в имперской практике XIX столетия статус "малороссийских губерний" был неформальным, и тогдашние этнографы по этому поводу совершенно не переживали, а важность проблемы межгубернских границ появилась только в ХХ в. с крушением Российской империи.

Некоторые факты в учебниках тем временем противоречат теории колониального статуса Украины. Власов приводил убедительные факты: "В девяти украинских губерниях по состоянию на 1811 г. проживало 8,7 млн, а а 1863 г. - 13,6 млн человек. В течение XIX в. численность населения подроссийской Украины возросла почти втрое и на 1897 г. составляла 23,8 млн человек, из них 17 млн украинцев. Кроме украинцев тут проживали представители других народов и религий: русские, поляки, евреи, немцы, белорусы, крымские татары, молдаване". И при этом "в начале ХХ в. 93% украинского населения Российской империи составляли крестьяне"9. Характерен в этом многотиражном учебнике и вывод о динамике образовательных имперских процессов: "В течение первой половины XIX в. в подроссийской Украине было открыто 19 гимназий, в конце XIX в. работало 129 гимназий, 19 реальных и 17 коммерческих училищ"10.

Размах угнетения имперских "колонизаторов" впечатляет и здесь, и в параграфах всех пяти учебников, повествующих о процессах экономической модернизации. Правда, Струкевич категорически против модернизационных экспериментов петербургского и венского правительств: "Насильственное удержание украинских земель в составе империй пагубно отразилось на модернизации на Украине, ибо она не учитывала потребностей украинского народа"11. Действительно, гримасы модернизации хорошо заметны, если смотреть на историю XIX в. с точки зрения 93% крестьянского населения. Но тогда основная масса текстов во всех учебниках явно лишняя, там можно оставить лишь сельскую жизнь и ее социальные протесты наподобие "украинского Робин Гуда" Устима Кармалюка, плавно переходя к бравым воинам от сохи, которых уже в ХХ в. поднял на борьбу неутомимый Нестор Иванович Махно.

/ РИА Новости

Белинский не писал Гоголю

Но авторы учебников посвящают крестьянской традиции не так много места, а когда к ней обращаются, порой допускают свойственные потомственным городским жителям досадные оплошности. Так, Сорочинская и Гисем в параграфе о сельской повседневности уверяют, что "украинцы полюбили изготовлять разнообразные наливки и настойки. При этом пьянства фактически не существовало, поскольку его сурово осуждали. На праздники выпивали лишь две-три рюмочки для настроения"12. Историю шинков с их экономической основой авторы скромно опускают, между тем всякий девятиклассник, прочитавший хотя бы гоголевскую "Ночь перед Рождеством", увидит совсем иную картину вместо этой грубейшей фальсификации реальной жизни.

Но вот с Гоголем как раз и возникает очень большая проблема. Внятная принадлежность Николая Васильевича к истории его родины артикулирована лишь в киевском учебнике специалиста из Института истории Украины НАН Украины Александра Реента, написанного в соавторстве с Ольгой Малий, там упомянуты даже "Ревизор" и "Мертвые души"13. Сорочинская и Гисем не упоминают Гоголя в своем учебнике ни единым словом, Турченко и Мороко приводят его среди прочих литераторов, а Власов и Струкевич выделяют особо как писателя, творившего на русском языке, но на украинском материале14.

Если изъять из украинской истории Гоголя, а так в учебниках фактически и произошло, то кто и что предлагается ученикам 9-го класса в виде обязательного знакомства? Мифологическая "История русов", о которой "Родина" писала совсем недавно15 и которой в четырех учебниках на полном серьезе посвящены восторженные строки и только у Сорочинской и Гисем читаем, что история сия изложена в "полухудожественной форме"16. Униатский митрополит Андрей Шептицкий, повествование о заслугах которого до Первой мировой войны имеется во всех учебниках. А также Михаил Щепкин и Илья Мечников, которых учебники без лишних церемоний объявляют соответственно великим украинским актером и великим украинским ученым.

История любви императорской фрейлины и великого украинского поэта

Последняя традиция не нова и практиковалась еще во времена УССР. Если ее принять за образец, то авторам учебников придется упомянуть и другие крайне многочисленные примеры связей Украины с имперским центром, с Россией и знаменитыми россиянами. Но ничего такого девятиклассникам знать не полагается вообще. Гоголь поминается в полном отрыве от Белинского, а "неистового Виссариона", точнее, его личное письмо Павлу Анненкову от 1-7 декабря 1847 г., Турченко и Мороко поминают, желая показать истинное отношение "москалей" к украинцам и Тарасу Шевченко в частности. Ученик, прочитав в учебнике умело сокращенный хлесткости ради текст Белинского о том, что "здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому" с общим выводом "Ох эти мне хохлы! Ведь бараны - а либеральничают во имя галушек и вареников с свиным салом!"17, наверняка настроится на вполне определенную антироссийскую волну, на которую после 2014 г. в плане текущей политики и настраиваться не надо.

Те же запорожские авторы уверяют, что в вопросах женитьбы украинцам была свойственна "национальная эндогамия". Якобы "украинцы сочетались браком с украинцами и очень редко - с русскими, поляками, евреями и представителями других национальных меньшинств"18. Это известная у многих националистов XIX в. и отнюдь не украинцами придуманная идея чистоты национальных рядов, на практике опровергавшаяся сплошь и рядом. И уж украинцам с русскими по причине общей православной веры никто в реальности не мог помешать сыграть свадьбу. Так было, например, в красивой истории любви молодых народников - украинца Сергея Синегуба и русской Ларисы Чемодановой, ставшей сюжетом для советского фильма "Нас венчали не в церкви".

/ РИА Новости

Вместо откровенной русофобии, которая наверняка появится в украинских учебниках для 9-го класса уже в ближайшие годы, авторы применяют тактику умолчания. Удивительно, но факт: ни в одном учебнике нет даже строчки о Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и Русско-японской войне 1904-1905 гг. (а ведь там воевало большое количество украинцев от солдат до генералов), нет там упоминаний об императорах Павле I и Александре III. В трех из пяти учебниках вообще нет сведений об очень активных на Украине народниках, и нигде не упоминаются такие тесно связанные с украинской почвой революционеры, как Сергей Степняк-Кравчинский и Андрей Желябов. Список изъятых из истории фигур может занять весь объем нашей статьи. Вместо честного изложения украинской истории XIX в. учебники предлагают нелепый контрафакт, фальсификат, неудобочитаемый исторический самогон.

Научная библиотека История