06.12.2022 12:42
Общество

В ноябрьском номере "Родина" развеяла многочисленные мифы о графе Алексее Андреевиче Аракчееве. Увы, прах его до сих пор не нашел упокоения...

В ноябрьском номере "Родина" развеяла многочисленные мифы о графе Алексее Андреевиче Аракчееве. Увы, прах его до сих пор не нашел упокоения...
Текст:  Илья Хохлов (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №12 (1222)
Дж. Доу. Портрет графа А.А. Аракчеева. Первая треть XIX в.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Смерть графа

Страстная седмица 1834 г. выдалась в селе Грузино тревожной. Хозяин здешней усадьбы граф Аракчеев, еще не так давно являвшийся ближайшим соратником императора Александра I, теперь доживал здесь свой век почти в забвении. И век этот подходил к концу - граф не на шутку расхворался.

Свидетелем последних дней Алексея Андреевича Аракчеева стал его сосед и крестник Алексей Платонович Бровцын, в то время исправлявший должность новгородского губернского предводителя дворянства. Вероятно, оставленные им воспоминания наиболее достоверно передают обстоятельства кончины графа. Самочувствие больного стремительно ухудшалось: "В пятницу болезнь пошла еще к худшему; сделалась сильная одышка (у него предполагали аневризм в сердце...)"1. Несмотря на это, в тот же день Аракчеев пожелал видеть только что отремонтированный кабинет в своем усадебном доме, попросив Бровцына отвести его туда. Впрочем, дойти до цели им не удалось. Попавшийся навстречу в соседней комнате врач "тотчас же его остановил, объяснив, что движение может сделать ему вред. Тогда граф приказал посадить себя в той же комнате на кресло против бюста, на серебряной колонне стоящего; говорил со мною о многом, и когда подали огонь, просил меня читать ему газету, что продолжалось часа полтора; потом приказал положить себя на диван в комнате, где он лежал; но лежать не мог, сел на том же диване обложенный подушками и скончался в субботу утром, в то самое время, когда за заутреней носили плащаницу крутом Грузинского собора"2.

Стоит добавить, что умер Аракчеев на диване, служившем постелью императору Александру I во время его визитов в Грузино, под портретом своего августейшего благодетеля.

Погребение

Тело покойного облекли в полотняную рубашку, когда-то подаренную ему великим князем (будущим императором) Александром Павловичем. Эту рубашку граф хранил как драгоценную реликвию, в ней же он хотел быть похороненным. Об этом свидетельствует надпись на крышке специально изготовленной для ее хранения шкатулки: "Рубашка покойного государя императора Александра Благословенного, пожалованная при восшествии на престол императора Павла I графу Алексею Аракчееву по неимению у графа Аракчеева при себе белья, по случаю экстренного его вытребования из Гатчины. Рубашка сия по смерти графа Аракчеева должна быть надета на него".

Погребение состоялось в среду Святой недели в усадебном соборе святого апостола Андрея Первозванного. Так завершился земной путь графа Аракчеева и началась продолжающаяся до сих пор одиссея его праха.

Заблаговременная могила

Первые сто с лишним лет бренные останки Алексея Андреевича мирно покоились в соборе. О месте собственного погребения граф побеспокоился заблаговременно. 30 ноября 1815 г. в Петропавловском приделе Андреевского собора был открыт памятник императору Павлу I работы И.П. Мартоса (отливку деталей осуществлял П.П. Ажис):

"В церкви, у стены, в нише между двумя колоннами на возвышенном пьедестале лежат императорские корона, скипетр и держава; вверху над оными медальон покойного императора в лучах, осиявающих низ. Под медальоном видна часть Зодиака с изображением Весов, Стрельца и Овна, означающих месяцы рождения, вступления на престол и кончины сего государя. К стороне, при одной из двух колонн, стоит жертвенник с курящимся фимиамом. Пред оным печальный воин, сбросив свой шлем, отложа меч и щит и преклонившись на правое колено, с поникшею главою возносит молебные воздыхания от сердца. На пьедестале вверху надпись: "Сердце чисто и дух прав пред тобою". Герб на щите означает особу сего воина. Пьедестал сделан из красного шокшенского мрамора; фигура воина и прочие принадлежности из бронзы; украшения богато позолочены и отлиты также господином Якимовым; медальон же и сияние вокруг его отлиты и вызолочены академиком Ажисом"3.

Здесь же, у подножия монумента, был сооружен склеп и положен "приготовленный к покоищу графскому" гранитный надгробный камень с бронзовой надписью:

"Да будет и прах мой у подножия изображения твоего. На сем месте прогребен руской новгородской дворянин граф Алексей Андреевич Аракчеев. Родился 1769 года сентября 23, умер...".

У надгробной плиты, в ногах, помещалась отлитая по модели И.П. Мартоса скульптура ангела с лампадой и щитом в руках. В щит была вставлена небольшая икона "Знамение" - "родительское благословение графа при вступлении его в 1783 году на службу", сопровождавшая его во время Заграничного похода 1813-1814 гг. Под иконой располагалось рельефное изображение аракчеевского герба. На шее ангела висел овальный образок с изображением святителя Алексея, митрополита московского, и мученицы Анастасии Римлянины, который граф носил при жизни (образок этот к началу XX столетия был кем-то украден), а также бронзовый крест-жетон в честь открытия в Грузинской усадьбе памятника Александру I4.

За несколько лет до смерти "хозяина" будущей могилы у подножия памятника Павлу I появилась еще одна - в 1825 г. дворовые крестьяне расправились с аракчеевской фавориткой Анастасией Минкиной. Горько оплакивавший ее смерть граф распорядился похоронить ее рядом с приготовленным для себя местом. Правда, в этом случае сооружать помпезное надгробие не стал.

Думая о вечном, не забывал граф и о материальном. Проценты со специально оставленных им капиталов должны были идти на содержание памятников в соборе и на раздачу милостыни бедным в дни кончины Александра I и самого Аракчеева. Казалось бы, вечный покой графскому праху. Увы...

Теплотрасса над склепом

Усадьба Грузино, вместе с гербом и именем графа Аракчеева доставшаяся в наследство Новгородскому кадетскому корпусу, впоследствии кочевала из ведомства в ведомство. В конце концов, в ней разместился военный гарнизон. В советское время военным пришлось потесниться - в части усадебных построек был создан музей. Милостыню в день кончины графа уже не раздавали, но и могилу не тревожили.

Современники считали графа Аракчеева тупым солдафоном, а он создал лучшую в мире российскую артиллерию

"Вечный" покой останков графа Аракчеева был нарушен во время Великой Отечественной войны. Уже в 1941 г. Грузино стало ареной ожесточенных боев, которые шли здесь до 1944 г. К моменту освобождения от некогда роскошной усадьбы оставались лишь руины, да и те впоследствии были разобраны. Не миновала эта участь и собор. Нынешнее Грузино - довольно крупное село с непримечательной застройкой и остатками усадебного парка.

Сохранившийся, но ставший совсем беззащитным склеп дважды подвергся разорению. Впервые это произошло в 1955 году, когда могилу бывшего владельца усадьбы и его фаворитки вскрыли местные жители. По словам очевидцев, добычей мародеров стали эполеты, орденская лента5 и медальон с локоном волос. Ограбленные останки были сброшены обратно в склеп и засыпаны землей. В 1970-е гг. по многострадальному склепу пролегла траншея теплотрассы. Останки при этом вновь были извлечены на поверхность, а затем вместе с землей и строительным мусором засыпаны обратно6.

Исследование останков

В 1999 г. остатки склепа раскопал новгородский археолог С.В. Трояновский:

"Был обнаружен кирпичный выступ постамента под известный памятник Павлу I, у подножия которого и был погребен в 1834 г. А.А. Аракчеев. К югу от постамента был найден сильно разрушенный кирпичный склеп длиною около 2-х м. Обмерить и зафиксировать удалось только северную стенку склепа и остатки кирпичного свода над ней. ...Засыпка склепа состояла из земли со строительным мусором, вперемешку с человеческими костями. Всего собрано свыше 500 фрагментированных и целых костей, несколько черепов. Эти останки могли принадлежать как захороненным в склепе Аракчееву и Минкиной, так и более ранним или поздним погребениям. По сообщениям старожилов, особенно много захоронений, особенно групповых, появилось на этом месте в годы Великой Отечественной войны. Поэтому все кости были собраны и доставлены в Новгород для проведения антропологической экспертизы. О том, что часть этих останков принадлежала А.А. Аракчееву, свидетельствовали находки из склепа: обрывки позолоченных нитей и позумента, кусочки коричневого бархата, 3 железные ручки от гроба и позолоченная гербовая пуговица"7.

О его смерти во всей России сожалел только Пушкин

Изъятые останки были переданы для проведения антропологической экспертизы сотруднику НИИ и Музея антропологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Д.В. Пежемскому. Как оказалось, не на одно десятилетие. Задача идентификации останков графа Аракчеева оказалась крайне сложной. О перипетиях этой работы исследователь рассказал в ходе состоявшегося в 2019 г. в Новгородском музее-заповеднике круглого стола, приуроченного к 250-летию со дня рождения графа.

Отсеяв заведомо неподходящие на роль графских останков кости детей, женщин и молодых мужчин, антрополог приступил к исследованиям. Особенно важной находкой показалась нижняя челюсть, поскольку она "соответствовала нижней части лица Аракчеева, какой мы ее знали по портретам. Структура костной ткани и стертость зубов свидетельствовали, что они принадлежали мужчине старше 55 лет". Фрагменты одного из исследуемых черепов совпадали с описаниями внешности графа, оставленными современниками: квадратный подбородок и мясистый нос. Однако сделать более определенные выводы не позволила плохая сохранность костей. На том этапе научные возможности были исчерпаны, для продолжения исследований требовалась генетическая экспертиза. Останки были перевезены в Москву, в Центр палеонтологических исследований, однако работа с ними приостановилась на много лет.

В 2010 г. процесс возобновился. Группа археологов побывала в церкви Покрова Богородицы в селе Курганы Тверской области. Из расположенного там семейного склепа родителей Аракчеева (также неоднократно подвергавшегося разорению) были изъяты костные фрагменты, в том числе череп, который мог принадлежать матери графа. Спустя некоторое время появилась возможность отправить образцы (фрагмент черепа из Грузино и позвонок женского скелета из тверского склепа) на генетический анализ в одну из зарубежных лабораторий. Если бы анализ показал, что останки в Курганах и Грузино принадлежали родственникам, принадлежность "грузинских" останков можно было бы считать доказанной. Увы, по итогам экспертизы оказалось, что образцы родственникам не принадлежали.

Ситуация снова зашла в тупик, и по состоянию на 2019 г. обнаруженные за двадцать лет до того кости по-прежнему хранились в Центре палеонтологических исследований. Дальнейшие перспективы Д.В. Пежемский оценивал следующим образом: "Вероятность нахождения там фрагментов останков графа очень велика. Но до тех пор, пока мы не получили дешевых и массовых генетических методов, чтобы протестировать на принадлежность Аракчееву каждую маленькую косточку, весь этот комплекс должен рассматриваться только как комплекс, в котором потенциально есть останки графа"8.

Как поступить?

Последний раз судьба праха графа Аракчеева относительно широко обсуждалась в 2019 г., в связи с 250-летием его рождения. Как поступить? Ждать появления дешевых и массовых генетических методов, дав шанс ученым завершить исследования? Или захоронить прямо сейчас, как есть? Мнения разделились. Немаловажен вопрос и о месте возможного захоронения. Казалось бы, ответ очевиден - в Грузино. Сторонники этого варианта в качестве главного аргумента ссылаются на завещание покойного. Строго говоря, такого завещания не существует (во всяком случае, автору оно не встречалось). Тем не менее о желании Аракчеева быть похороненным в собственной усадьбе недвусмысленно говорит заблаговременно приготовленная им самим могила. Однако могила эта располагалась внутри огромного собора, в окружении роскошного убранства. Сейчас же на этом месте асфальтированная площадка, а рядом внушительное и невзрачное здание сельского дома культуры.

Вне зависимости от оценок роли графа Аракчеева в российской истории, фигура такого масштаба заслуживает достойного места упокоения. Предложения высказывались разные: восстановить собор (этот вариант представляется нереалистичным), построить часовню, возвести памятник. На протяжении последних лет преподаватели и студенты Санкт-Петербургской Академии Художеств работают над воссозданием памятника Павлу I, располагавшегося в усадебном соборе. В адаптированном для современных условий виде он мог бы снова "приютить" у своего подножия прах русского новгородского дворянина графа Аракчеева.

История Судьбы Научная библиотека