Северный русский народный хор исполнил на своей архангельской сцене "Шенкурские заковырки" - это самый известный танец из репертуара хора, который не только поет.
Впервые поставлен он был почти полвека назад балетмейстером хора Иваном Меркуловым. Иван Захарович - ровесник революции, с первого дня основания он танцевал в ансамбле Игоря Моисеева, в Великую Отечественную ушел добровольцем на фронт. Но когда командиры узнали истинное увлечение бойца, снова отправили его танцевать - уже во фронтовые бригады.
- Когда ребятам надо было в разведку идти, нас обычно приглашали в крайнюю землянку. Здесь я читал бойцам стихи, плясал, - вспоминал Меркулов.
Карьеру в Северном хоре он начал с экспедиций в архангельскую глубинку. Потому что был уверен: только Север смог сохранить истинную русскую самобытность - русские танцы исполняют везде, но нигде больше такой глубинной культуры не осталось.
- Дом построить можно, можно поле заново засеять. Но если культура исчезнет, уйдет, ее заново не создашь. А культура - как русский человек идет, поет, пляшет, разговаривает. По-особенному, - говорил балетмейстер.
Потому и отправлялся в экспедиции по архангельским деревням: наблюдал, как пляшут на сельских праздниках, запоминал и записывал каждое движение, коленце, поворот головы, расспрашивал местных жителей.
Так и родились "заковырки".
- На гастролях в Шенкурске местная жительница (артисты даже ее фамилию запомнили - Григорьева) рассказала Меркулову, как они в молодости танцевали с парнями на мостках. Приходили на мосточек, парни облокачивались на перила по одну его сторону, девки - вставали по другую. Гармонист заиграет, и они ходят по этим мосткам друг к другу. То один парень выйдет, какую-то заковырку выкинет или коленце, то девушка двинется, танцуя, ему навстречу. А потом все вместе пляшут кадриль, - рассказал "Родине" артист балета Северного хора Денис Чалых.
Меркулов считал, что в каждом танце должна быть история, а "не физкультура под музыку". И не цирк - танец должен быть естественным, ведь исполняют его простые девушки и парни, а не комедианты.
- Многие думают, что народный танец - это когда громко хлопают и топают, лишь бы лихо было. Нет! Это самобытность, легкость, благородство, - говорил Иван Захарович. - Вот выходит парень танцевать: и ковырнет, и подвернет, и завернет. А как только с девушкой пошел - боже упаси. Он любуется ею! Здесь уже и красота, и целомудрие, и радость души. Вот-вот полетит.
Меркулов и сам репетировал, словно летал - артисты его обожали, хотя и часто обижались. Но быстро прощали.
- Часто от него услышать можно было: "Что ты делаешь, кретин кривоногий!" Но разве можно было на него долго обижаться? Если и вспылит, то после репетиции обязательно подойдет, обнимет, - вспоминают его коллеги-артисты.
Кстати, многие думают, что в Северном хоре поют и танцуют только поморы. Это не так. Сам Меркулов - из тульских крестьян, а на работу в Архангельск приезжали и приезжают артисты со всей страны: из Липецка, Пензы, Донецка, с Дальнего Востока. Приезжают не только выступать, но и учиться.
- Танцы, которые поставил Иван Меркулов - это золотой фонд не только Северного русского народного хора - всей России. Их исполняют самодеятельные ансамбли по всей стране и даже приезжают к нам, в Северный хор, на мастер-классы, чтобы научиться правильно танцевать, например, "Шенкурские заковырки", - рассказал главный балетмейстер Северного хора Александр Селиванов.
Десятилетия не сходят со сцены, вызывая овации по всему миру, и другие танцы Меркулова - "Русские коленца", "Девичьи проходки", "Крестовая напарочка", "Валенки", "Вологодские кружева", "Пинежские народные танцы", "Северная барабушка". К 105-летию выдающегося балетмейстера, которое отмечается в декабре, их также исполнили артисты Северного хора.