Их было 22 человека оставшихся в городе, сотрудников Ленинградской кинохроники и Лентехфильма. Ключевая фигура среди них - Валерий Михайлович Соловцов, начальник киногруппы Ленинградского фронта, а с 1943 - руководитель Ленинградской Объединенной киностудии. Это был человек, который давал задания операторам, что и где снимать, отвечал за их быт, за их семьи. Отвечал перед руководителями Ленинграда, перед Главным политуправлением Красной Армии.
У него была интересная киносудьба. Родился в области Войска Донского в 1904-м, после окончания мореходки в Архангельске был матросом на ледоколе "Русанов". Потом внезапно увлекся кино. Красивый, высокий, фактурный он сразу стал сниматься в главных ролях. Критики называли его "эталонным злодеем немого кино". В списке фильмов, где он играл роли красавцев-соблазнителей - "Катька бумажный ранет", "Парижский сапожник".
Но когда в кино появился звук, Соловцов стал режиссером документального кино. Первым его военным фильмом была "Линия Манергейма", снятая во время Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.
Вдова Лариса Александровна Соловцова (она младше мужа на 39 лет, у них была большая любовь с первого взгляда), говорит, что разбирая записи мужа, все больше в него влюбляется.
- Вот пожелтевшие тетради, где каждый день блокады ведутся записи о съемках. "1. Передача бронепоезда - оператор Страдин. 2. Начались занятия в школах - Блажков. 3. Подборка по МПВО, Сбитый Ю-88 - оператор Станкевич, Наблюдатели - Славин, Подрывники - Страдин. 4. Вручение ордена Героя Советского союза - Беляев. Дата выпуска 10 ноября 1941 года". И внизу твердым почерком подписано - Валерий Соловцов.
А уже 20 ноября 1941 года были снова снижены нормы хлеба. Рабочие получали теперь по 250 граммов, остальные по 125. Операторы голодали, как и все ленинградцы. Соловцов этой страшной зимой при росте 178 сантиметров весил 48 килограммов. А камера "Ай мо" весила около 5 килограммов. Ослабленному человеку еле под силу было ее удерживать, камеры возили на саночках.
Как они работали, как снимали город? Показывать одни трупы и ужасы - будет казаться, что город умирает. Делать акцент на фронтовых победах и героическом труде рабочих - значит рассказать полуправду. Снимали ручными камерами, электропривода не было, пружинный механизм. Перед каждым мотором надо взводить, и снимать по 15 секунд. Бобина тридцать метров - это минута. За пленку отвечали головой, нельзя было ее испортить, засветить.
В ноябре вырыли на Кировских островах укрытия, чтобы во время налетов держать там камеры и пленку. Жили на казарменном положении, выезжали по первому сигналу с бригадами МПВО.
Каждый четвертый фронтовой оператор погиб, каждый второй был ранен. Первым был убит оператор Печул, он пошел ополченцем. Фомин и Синицын участвовали в Таллинском переходе, Фомина еле спасли. Синицын утонул. Заболел голодным психозом Блажков.
- Валера рассказывал, что они шли в Энскую часть, пробирались чтобы снять, - вспоминает жена Соловцова Лариса Александровна. - И когда дошли - глаза у командира были квадратные: Как вы прошли? - А что? - Вы же шли по минному полю!"
Кинорежиссер Валерий Соловцов после прорыва блокады Ленинграда15 декабря в городе уже не было электричества, операторы снимали что называется в стол. Когда электричество дали, Москва стала требовать у Соловцова и его подчиненных материалы, которые были бы боевыми, демонстрировали столкновения, битвы. Было задумано снять большой фильм.
- Как только дали свет, Москва стала требовать материалов, и прежде всего героических, что и понятно - военное время, - рассказывает историк кино Михаил Трофименков, - Не тот момент чтобы показывать боль и страдание, и смерть, надо вдохновлять людей, для этого кинопропаганда и агитация и работают. И был прислан из Москвы Роман Лазаревич Кармен, номер один советской кинодокументалистики, с тем чтобы всех объединить и организовать съемки битвы за Ленинград. Но, в общем, оказалось, что все уже снято. Кармену оставалось только представительствовать в Смольном, а потом в Москве перед инстанциями. Сначала это был Ленинградский обком партии, потом Военный совет Ленфронта, потом Главное политуправление Красной Армии.
Начальство Ленинграда требовало убрать некоторые кадры, порезать фильм, не показывать страдания, голод и смерть. Но такие кадры все же вошли в фильм "Ленинград в борьбе", название которого придумал Всеволод Вишневский. Картина вышла на экраны летом 1942 года, ее смотрела вся страна, мир, люди рыдали.
Соловцова и его коллег отметили Сталинской премией.
В конце войны, когда Соловцов с другом, оператором Страдиным, снимали осиротевших малышей в одном из детских домов, режиссера обнял за ногу трехлетний Володя и сказал: "Ты мой папа!". Соловцов не задумываясь ответил "Будешь моим!" и усыновил мальчика. К сожалению, Володя умер в 1949 году от травм, полученных во время блокадной бомбежки.
В годы блокады Объединенная киностудия Ленинграда выпустила 120 фильмов, половина из них снята под руководством Соловцова. Он сам стал режиссером трех больших фильмов - "Ленинград в борьбе" "Ладога" и "Великая победа под Ленинградом". Картина "Ладога" интересна еще и тем, что четыре фронтовых оператора, приехавшие снимать будни Дороги жизни, совершенно случайно оказались в центре боев за остров Сухо на Ладожском озере в октябре 1942 года.
После войны Соловцова отправили в Югославию, и это, возможно, спасло его от репрессий, которых он бы вряд ли избежал в эпоху так называемого "Ленинградского дела".
Потом много лет, до самой смерти, Соловцов работал на студии, после войны называвшейся Лендокфильм, режиссером и директором. Он был идейным вдохновителем ленинградской документалистики.
Было время, когда в Петербурге вешали мемориальные доски, будто плитку выкладывали. Появилась даже доска маршалу Маннергейму, который руководил финской армией, активно участвовавшей в блокаде Ленинграда, боях с Красной Армии и бомбежках города.
Но ни на фасаде студии Лендокфильм, ни внутри ее, нет мемориальной доски великому режиссеру документального кино Валерию Соловцову. О такой доске мечтала дочка Соловцовых, режиссер и актриса Мария Соловцова, трагически ушедшая из жизни в 44 года.
Я думаю, 80-летие снятия блокады Ленинграда - настоящий повод отблагодарить человека, запечатлевшего ее для нас в трагических кадрах, и установить ему с Санкт-Петербурге мемориальную доску.
Кинорежиссер Валерий Соловцов после прорыва блокады ЛенинградаИз неопубликованных воспоминаний Валерия Соловцова о съемках фильма "Линия Маннергейма"
"В декабре месяце наши дошли до линии Маннергейма, это был сильно укрепленный район с множеством огневых точек-дотов и дзотов и на некоторое время задержал продвижение наших войск. Сходу прорвать оборону финнов было трудно и командование армии разрабатывало возможность вариантов прорыва. Война стала носить позиционный характер. Журналисты, писатели, операторы и фотографы были отозваны с фронта. Командование запретило съемки на фронте. Мое предложение о создании фильма о боевых действиях Красной армии в боях с белофиннами получило одобрение. Главк разрешил нам сделать трехчастевой фильм. Мы начали работать над фильмом втроем. Я, Варламов и Комаревцев, такое решение принял начальник главка Васильченко…. Без шума потихоньку стали отправлять операторские группы на съемку в действующую армию. Нужно было хорошо отснять укрепленные районы-линию Маннергейма, особое значение придавали съемкам одного из крупнейших дотов - Мурило под Териоками (ныне Зеленогорск). Его первым обошли и захватили, это во многом решило судьбу всей обороны финнов. Наши войска активно продвигались вперед, ведя крупные бои на подступах к городу Выборгу громя белофинские соединения. Под Выборгом получил тяжелое ранение оператор Сокольский и вскоре скончался от ран в госпитале. Это была первая потеря в нашей военной группе в Финскую войну. .."
Зинаида Курбатова, известный журналист, работает на телеканале "Культура". Внучка академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.