80 лет назад, 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. О ней написаны научные труды, изданы десятки воспоминаний, и все же главное, что мы представляем себе сразу, это образ города - заснеженные трамваи, спеленутый страшный груз на саночках, люди, которые черпают воду, стоя на коленях, горящие окна госпиталя на Суворовском. Кадры хроники человечество получило благодаря героизму операторов, которые снимали на Ленинградском фронте, на кораблях Балтийского флота, в самом городе. Об одном из них - наш рассказ.
Их было 22 человека оставшихся в городе, сотрудников Ленинградской кинохроники и Лентехфильма. Ключевая фигура среди них - Валерий Михайлович Соловцов, начальник киногруппы Ленинградского фронта, а с 1943 - руководитель Ленинградской Объединенной киностудии. Это был человек, который давал задания операторам, что и где снимать, отвечал за их быт, за их семьи. Отвечал перед руководителями Ленинграда, перед Главным политуправлением Красной Армии.
У него была интересная киносудьба. Родился в области Войска Донского в 1904-м, после окончания мореходки в Архангельске был матросом на ледоколе "Русанов". Потом внезапно увлекся кино. Красивый, высокий, фактурный он сразу стал сниматься в главных ролях. Критики называли его "эталонным злодеем немого кино". В списке фильмов, где он играл роли красавцев-соблазнителей - "Катька бумажный ранет", "Парижский сапожник".
Но когда в кино появился звук, Соловцов стал режиссером документального кино. Первым его военным фильмом была "Линия Манергейма", снятая во время Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.
Вдова Лариса Александровна Соловцова (она младше мужа на 39 лет, у них была большая любовь с первого взгляда), говорит, что разбирая записи мужа, все больше в него влюбляется.
- Вот пожелтевшие тетради, где каждый день блокады ведутся записи о съемках. "1. Передача бронепоезда - оператор Страдин. 2. Начались занятия в школах - Блажков. 3. Подборка по МПВО, Сбитый Ю-88 - оператор Станкевич, Наблюдатели - Славин, Подрывники - Страдин. 4. Вручение ордена Героя Советского союза - Беляев. Дата выпуска 10 ноября 1941 года". И внизу твердым почерком подписано - Валерий Соловцов.
А уже 20 ноября 1941 года были снова снижены нормы хлеба. Рабочие получали теперь по 250 граммов, остальные по 125. Операторы голодали, как и все ленинградцы. Соловцов этой страшной зимой при росте 178 сантиметров весил 48 килограммов. А камера "Ай мо" весила около 5 килограммов. Ослабленному человеку еле под силу было ее удерживать, камеры возили на саночках.
Как они работали, как снимали город? Показывать одни трупы и ужасы - будет казаться, что город умирает. Делать акцент на фронтовых победах и героическом труде рабочих - значит рассказать полуправду. Снимали ручными камерами, электропривода не было, пружинный механизм. Перед каждым мотором надо взводить, и снимать по 15 секунд. Бобина тридцать метров - это минута. За пленку отвечали головой, нельзя было ее испортить, засветить.
В ноябре вырыли на Кировских островах укрытия, чтобы во время налетов держать там камеры и пленку. Жили на казарменном положении, выезжали по первому сигналу с бригадами МПВО.
Каждый четвертый фронтовой оператор погиб, каждый второй был ранен. Первым был убит оператор Печул, он пошел ополченцем. Фомин и Синицын участвовали в Таллинском переходе, Фомина еле спасли. Синицын утонул. Заболел голодным психозом Блажков.
- Валера рассказывал, что они шли в Энскую часть, пробирались чтобы снять, - вспоминает жена Соловцова Лариса Александровна. - И когда дошли - глаза у командира были квадратные: Как вы прошли? - А что? - Вы же шли по минному полю!"
15 декабря в городе уже не было электричества, операторы снимали что называется в стол. Когда электричество дали, Москва стала требовать у Соловцова и его подчиненных материалы, которые были бы боевыми, демонстрировали столкновения, битвы. Было задумано снять большой фильм.
- Как только дали свет, Москва стала требовать материалов, и прежде всего героических, что и понятно - военное время, - рассказывает историк кино Михаил Трофименков, - Не тот момент чтобы показывать боль и страдание, и смерть, надо вдохновлять людей, для этого кинопропаганда и агитация и работают. И был прислан из Москвы Роман Лазаревич Кармен, номер один советской кинодокументалистики, с тем чтобы всех объединить и организовать съемки битвы за Ленинград. Но, в общем, оказалось, что все уже снято. Кармену оставалось только представительствовать в Смольном, а потом в Москве перед инстанциями. Сначала это был Ленинградский обком партии, потом Военный совет Ленфронта, потом Главное политуправление Красной Армии.
Начальство Ленинграда требовало убрать некоторые кадры, порезать фильм, не показывать страдания, голод и смерть. Но такие кадры все же вошли в фильм "Ленинград в борьбе", название которого придумал Всеволод Вишневский. Картина вышла на экраны летом 1942 года, ее смотрела вся страна, мир, люди рыдали.
Соловцова и его коллег отметили Сталинской премией.
В конце войны, когда Соловцов с другом, оператором Страдиным, снимали осиротевших малышей в одном из детских домов, режиссера обнял за ногу трехлетний Володя и сказал: "Ты мой папа!". Соловцов не задумываясь ответил "Будешь моим!" и усыновил мальчика. К сожалению, Володя умер в 1949 году от травм, полученных во время блокадной бомбежки.
В годы блокады Объединенная киностудия Ленинграда выпустила 120 фильмов, половина из них снята под руководством Соловцова. Он сам стал режиссером трех больших фильмов - "Ленинград в борьбе" "Ладога" и "Великая победа под Ленинградом". Картина "Ладога" интересна еще и тем, что четыре фронтовых оператора, приехавшие снимать будни Дороги жизни, совершенно случайно оказались в центре боев за остров Сухо на Ладожском озере в октябре 1942 года.
После войны Соловцова отправили в Югославию, и это, возможно, спасло его от репрессий, которых он бы вряд ли избежал в эпоху так называемого "Ленинградского дела".
Потом много лет, до самой смерти, Соловцов работал на студии, после войны называвшейся Лендокфильм, режиссером и директором. Он был идейным вдохновителем ленинградской документалистики.
Было время, когда в Петербурге вешали мемориальные доски, будто плитку выкладывали. Появилась даже доска маршалу Маннергейму, который руководил финской армией, активно участвовавшей в блокаде Ленинграда, боях с Красной Армии и бомбежках города.
Но ни на фасаде студии Лендокфильм, ни внутри ее, нет мемориальной доски великому режиссеру документального кино Валерию Соловцову. О такой доске мечтала дочка Соловцовых, режиссер и актриса Мария Соловцова, трагически ушедшая из жизни в 44 года.
Я думаю, 80-летие снятия блокады Ленинграда - настоящий повод отблагодарить человека, запечатлевшего ее для нас в трагических кадрах, и установить ему с Санкт-Петербурге мемориальную доску.
Из неопубликованных воспоминаний Валерия Соловцова о съемках фильма "Линия Маннергейма"
"В декабре месяце наши дошли до линии Маннергейма, это был сильно укрепленный район с множеством огневых точек-дотов и дзотов и на некоторое время задержал продвижение наших войск. Сходу прорвать оборону финнов было трудно и командование армии разрабатывало возможность вариантов прорыва. Война стала носить позиционный характер. Журналисты, писатели, операторы и фотографы были отозваны с фронта. Командование запретило съемки на фронте. Мое предложение о создании фильма о боевых действиях Красной армии в боях с белофиннами получило одобрение. Главк разрешил нам сделать трехчастевой фильм. Мы начали работать над фильмом втроем. Я, Варламов и Комаревцев, такое решение принял начальник главка Васильченко…. Без шума потихоньку стали отправлять операторские группы на съемку в действующую армию. Нужно было хорошо отснять укрепленные районы-линию Маннергейма, особое значение придавали съемкам одного из крупнейших дотов - Мурило под Териоками (ныне Зеленогорск). Его первым обошли и захватили, это во многом решило судьбу всей обороны финнов. Наши войска активно продвигались вперед, ведя крупные бои на подступах к городу Выборгу громя белофинские соединения. Под Выборгом получил тяжелое ранение оператор Сокольский и вскоре скончался от ран в госпитале. Это была первая потеря в нашей военной группе в Финскую войну. .."
Зинаида Курбатова, известный журналист, работает на телеканале "Культура". Внучка академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем