07.03.2023 10:48
Культура

Юная купчиха с Петроградки - история "модели" Бориса Кустодиева для его знаменитой картины

Исследование ученого помогло установить вехи жизни "модели" Бориса Кустодиева для его знаменитой картины
Текст:  Владимир Перепеченко (кандидат экономических наук, профессор)
Родина - Федеральный выпуск: №3 (323) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №60 (9005)
Весной 1919 года в Петрограде была устроена большая художественная выставка. Самой заметной на ней оказалась картина Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем". В голодном городе, среди разрухи и хаоса революции перед зрителями предстало изумительной красоты полотно, воспевающее мирную и спокойную жизнь ушедшей России. Голубоглазая молодая красавица за столом, уставленным яствами, на фоне тихого провинциального города...
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год. / РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Моделью для "Купчихи за чаем" стала соседка художника по дому на Петроградской стороне (улица Введенская, 7) первокурсница мединститута Галина Адеркас. Она жила двумя этажами выше и удивительно подходила под "стандарты" кустодиевского женского образа - полная, молодая, миловидная. Девушка охотно согласилась позировать мастеру и очень гордилась этим.

Воспоминания сверстника

Уже в 1973 году описание "модели" оставил в своих воспоминаниях ее сверстник (и тоже сосед по дому) Н.Л. Бубличенко. Он запомнил Галину "стройной, светлой шатенкой с румяным, очаровательным круглым личиком". "А вышла [на картине] первостатейная дебелая купчиха, но с теми же умными, лучистыми, как и у самой натуры, глазами, и пусть по-кустодиевски пухлая, но красивая и привлекательная"1. Бубличенко подчеркивал, что в картине было сохранено удивительное портретное сходство - "даже в таких, кажется, мелочах, как поворот головы с легким наклоном и оттопыренный мизинец правой руки, держащей блюдце. В конечном итоге - это и [жанровая] картина, и портрет. Неоднократно такой художественный прием можно встретить в работах Бориса Михайловича...".

Автор дружил и с детьми художника, и с Галиной. И, в частности, вспоминал, как Кирилл Кустодиев, разбирая архив отца, показывал ему "небольшой рисунок - набросок Гали Адеркас лежащей". И добавлял: "Говорила об этом Галя и мне: "Не считаю стыдным позировать художнику раздетой". Рисунок очень скупых линий, ничего "купеческого" в нем не было". О судьбе этого рисунка он ничего не знал...

Ну а как сложилась судьба самой студентки-натурщицы?

Прототипы солнечной картины Александра Лактионова не дождались своего письма с фронта

"Институт она не смогла кончить и как-то незаметно исчезла из дома, - писал Бубличенко. - Кажется, она круто повернула свою жизнь и стала артисткой". Ничего не добавляют к этому опубликованные воспоминания дочери и сына художника, нет никаких сведений о ее дальнейшей жизни и в обширной литературе, посвященной Кустодиеву. А небольшая биографическая статья в Википедии, подтверждающая, что Галина была певицей, изобилует ошибками и несуразицами, которые, к удивлению, бездумно тиражируются авторами многих материалов в интернете.

Что нам удалось выяснить?

Электронные помощники

С помощью электронных каталогов удалось обнаружить целый ряд упоминаний о певице Галли Адеркас, касающихся прежде всего ее концертов2. В адресной книге "Вся Москва на 1929 год" сообщался адрес, по которому проживала артистка Московского театра камерной оперы Г.В. Адеркас. А электронный каталог Ленинки подсказал книгу "Музыкальное образование в Вологде...", изданную в этом городе. Оказывается, в январе 1940 года в Вологде проходила Декада советской музыки, в афише которой указывались Галина Адеркас и ее муж-композитор Сергей Богуславский. К этому времени она, судя по газетным сообщениям, состояла на службе во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении.

И вот - удача!

Обращение в Российский госархив литературы и искусства (РГАЛИ) увенчалось успехом: именно здесь хранится личное дело Галли Владимировны Адеркас3, с которым имелась возможность ознакомиться. Теперь, в свою очередь, можно познакомить читателей "Родины" с вехами жизни "купчихи" со знаменитого полотна, занимающего почетное место в Русском музее.

Личный листок из РГАЛИ

Галина Адеркас родилась 22 июля 1899 года в Никольске-Уссурийском (сейчас Уссурийск). Отец-чиновник, вероятно, оказался на Дальнем Востоке в связи со строительством Транссибирской железной дороги.

Вообще же Адеркасы происходят из весьма известного дворянского рода; в частности, Б.А. Адеркас был Псковским губернатором в период михайловской ссылки А.С. Пушкина, формально осуществлял надзор за ним и стал исполнителем указания царя об освобождении поэта. Естественно, в документах, оформлявшихся в 1939 году, Галина не упоминает о своем дворянском происхождении. А в графе "основное занятие родителей после Октябрьской революции" записала: "Отец умер, мать жива".

Прежде, чем поселиться в одном доме со знаменитым художником, Галина училась во Владивостокской, а потом в Хабаровской женской гимназии, которую окончила в 1915 году. В революционном 1917-м отправилась через всю страну в столицу, поступила в Петроградский женский медицинский институт (в настоящее время Первый Санкт-Петербургский медицинский университет). Причем активно участвовала в охране общественного порядка: в "окаянные дни" студентки организовали охрану Большого проспекта Петроградской стороны. А еще миловидная девушка некоторое время исполняла должность старшего милиционера Крестоостровской милиции.

В смутное и тревожное время, летом 1918 года, и случилась встреча первокурсницы-активистки с тяжелобольным художником, который уже не вставал с инвалидного кресла.

Пригласить юную соседку в качестве модели для новой картины, со слов дочери художника, посоветовала ему жена. Сеансов было немного, да студентке они и не были в тягость...

Последняя ниточка

Что было потом? Еще будучи студенткой, Галина начала выступать на концертах в составе музыкально-драматической труппы Свирского культстроя. Ну а на 4-м курсе бросила институт, уехала в Москву и поступила в Сокольническую музыкальную школу на отделение вокального искусства. Дальше - труппа Московского театра камерной оперы, музыкальная редакция Всесоюзного радиокомитета, Всесоюзное гастрольно-концертное объединение... С цирком, о чем ошибочно сообщается на многих сайтах в интернете, ее жизнь никак не была связана. В мае 1939 года "Литературная газета" публикует письмо академика Юрия Соколова, выразившего благодарность "певцам, музыкантам, рассказчикам Г.В. Адеркас... проф. С.А. Бугославскому... украсившим концертную часть [его] юбилейного вечера".

Как сложилась судьба дочери Александра Пушкина

Замуж за Сергея Алексеевича Бугославского (Богуславского) - ученого, историка древнерусской литературы и музыкального деятеля, композитора и музыковеда Галина вышла в 1935 году. В начале 1920-х годов он преподавал в вузах Крыма, затем Москвы. Как композитор работал в вокально-инструментальных жанрах, в частности, сочинял песни на слова Сергея Есенина и издавал их отдельными брошюрами, а Пушкину посвятил симфонию с хором. С 1939 года Бугославский работал в Институте мировой литературы, получил степень доктора филологических наук. Нередко вместе с женой выезжал на совместные концерты...

Последняя информация о Галине Адеркас - в Выписке из приказа № 133 от 26 мая 1940 года: "За тщательную подготовку полноценной художественной программы [к] исторической дате - 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского - объявляю благодарность т. Адеркас Г.В.

Управл[яющий] ВГКО Фалковский".

Это последний документ ее личного дела. Трудовой договор был заключен до 25 октября 1940 года. Записей о его расторжении или продлении нет. Нет записи о выбытии артистки из штата. И нет записи в домовой книге о том, что певица выбыла из дома по Трубниковскому переулку, 26, где жила вместе с мужем...

P.S. Что с ней стало?

Репрессии? Запросы в силовые структуры не дали ответа. Из Центрального архива ФСБ сообщили, что "сведениями о применении репрессий в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны не располагают". Главный информационно-аналитический центр МВД ответил, что "по имеющимся архивным документам установлено, что Центральный архив МВД России архивных материалов в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны, 1899 года рождения, на хранении не имеет и какими-либо сведениями в отношении указанного лица не располагает"...

Можно только догадываться, как закончилась яркая жизнь "модели" Бориса Кустодиева. Возможно, читатели "Родины" помогут найти новую ниточку поиска...

Арт Судьбы