Весной 1919 года в Петрограде была устроена большая художественная выставка. Самой заметной на ней оказалась картина Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем". В голодном городе, среди разрухи и хаоса революции перед зрителями предстало изумительной красоты полотно, воспевающее мирную и спокойную жизнь ушедшей России. Голубоглазая молодая красавица за столом, уставленным яствами, на фоне тихого провинциального города...
Моделью для "Купчихи за чаем" стала соседка художника по дому на Петроградской стороне (улица Введенская, 7) первокурсница мединститута Галина Адеркас. Она жила двумя этажами выше и удивительно подходила под "стандарты" кустодиевского женского образа - полная, молодая, миловидная. Девушка охотно согласилась позировать мастеру и очень гордилась этим.
Воспоминания сверстника
Уже в 1973 году описание "модели" оставил в своих воспоминаниях ее сверстник (и тоже сосед по дому) Н.Л. Бубличенко. Он запомнил Галину "стройной, светлой шатенкой с румяным, очаровательным круглым личиком". "А вышла [на картине] первостатейная дебелая купчиха, но с теми же умными, лучистыми, как и у самой натуры, глазами, и пусть по-кустодиевски пухлая, но красивая и привлекательная"1. Бубличенко подчеркивал, что в картине было сохранено удивительное портретное сходство - "даже в таких, кажется, мелочах, как поворот головы с легким наклоном и оттопыренный мизинец правой руки, держащей блюдце. В конечном итоге - это и [жанровая] картина, и портрет. Неоднократно такой художественный прием можно встретить в работах Бориса Михайловича...".
Автор дружил и с детьми художника, и с Галиной. И, в частности, вспоминал, как Кирилл Кустодиев, разбирая архив отца, показывал ему "небольшой рисунок - набросок Гали Адеркас лежащей". И добавлял: "Говорила об этом Галя и мне: "Не считаю стыдным позировать художнику раздетой". Рисунок очень скупых линий, ничего "купеческого" в нем не было". О судьбе этого рисунка он ничего не знал...
Ну а как сложилась судьба самой студентки-натурщицы?
"Институт она не смогла кончить и как-то незаметно исчезла из дома, - писал Бубличенко. - Кажется, она круто повернула свою жизнь и стала артисткой". Ничего не добавляют к этому опубликованные воспоминания дочери и сына художника, нет никаких сведений о ее дальнейшей жизни и в обширной литературе, посвященной Кустодиеву. А небольшая биографическая статья в Википедии, подтверждающая, что Галина была певицей, изобилует ошибками и несуразицами, которые, к удивлению, бездумно тиражируются авторами многих материалов в интернете.
Что нам удалось выяснить?
Электронные помощники
С помощью электронных каталогов удалось обнаружить целый ряд упоминаний о певице Галли Адеркас, касающихся прежде всего ее концертов2. В адресной книге "Вся Москва на 1929 год" сообщался адрес, по которому проживала артистка Московского театра камерной оперы Г.В. Адеркас. А электронный каталог Ленинки подсказал книгу "Музыкальное образование в Вологде...", изданную в этом городе. Оказывается, в январе 1940 года в Вологде проходила Декада советской музыки, в афише которой указывались Галина Адеркас и ее муж-композитор Сергей Богуславский. К этому времени она, судя по газетным сообщениям, состояла на службе во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении.
И вот - удача!
Обращение в Российский госархив литературы и искусства (РГАЛИ) увенчалось успехом: именно здесь хранится личное дело Галли Владимировны Адеркас3, с которым имелась возможность ознакомиться. Теперь, в свою очередь, можно познакомить читателей "Родины" с вехами жизни "купчихи" со знаменитого полотна, занимающего почетное место в Русском музее.
Личный листок из РГАЛИ
Галина Адеркас родилась 22 июля 1899 года в Никольске-Уссурийском (сейчас Уссурийск). Отец-чиновник, вероятно, оказался на Дальнем Востоке в связи со строительством Транссибирской железной дороги.
Вообще же Адеркасы происходят из весьма известного дворянского рода; в частности, Б.А. Адеркас был Псковским губернатором в период михайловской ссылки А.С. Пушкина, формально осуществлял надзор за ним и стал исполнителем указания царя об освобождении поэта. Естественно, в документах, оформлявшихся в 1939 году, Галина не упоминает о своем дворянском происхождении. А в графе "основное занятие родителей после Октябрьской революции" записала: "Отец умер, мать жива".
Прежде, чем поселиться в одном доме со знаменитым художником, Галина училась во Владивостокской, а потом в Хабаровской женской гимназии, которую окончила в 1915 году. В революционном 1917-м отправилась через всю страну в столицу, поступила в Петроградский женский медицинский институт (в настоящее время Первый Санкт-Петербургский медицинский университет). Причем активно участвовала в охране общественного порядка: в "окаянные дни" студентки организовали охрану Большого проспекта Петроградской стороны. А еще миловидная девушка некоторое время исполняла должность старшего милиционера Крестоостровской милиции.
В смутное и тревожное время, летом 1918 года, и случилась встреча первокурсницы-активистки с тяжелобольным художником, который уже не вставал с инвалидного кресла.
Пригласить юную соседку в качестве модели для новой картины, со слов дочери художника, посоветовала ему жена. Сеансов было немного, да студентке они и не были в тягость...
Последняя ниточка
Что было потом? Еще будучи студенткой, Галина начала выступать на концертах в составе музыкально-драматической труппы Свирского культстроя. Ну а на 4-м курсе бросила институт, уехала в Москву и поступила в Сокольническую музыкальную школу на отделение вокального искусства. Дальше - труппа Московского театра камерной оперы, музыкальная редакция Всесоюзного радиокомитета, Всесоюзное гастрольно-концертное объединение... С цирком, о чем ошибочно сообщается на многих сайтах в интернете, ее жизнь никак не была связана. В мае 1939 года "Литературная газета" публикует письмо академика Юрия Соколова, выразившего благодарность "певцам, музыкантам, рассказчикам Г.В. Адеркас... проф. С.А. Бугославскому... украсившим концертную часть [его] юбилейного вечера".
Замуж за Сергея Алексеевича Бугославского (Богуславского) - ученого, историка древнерусской литературы и музыкального деятеля, композитора и музыковеда Галина вышла в 1935 году. В начале 1920-х годов он преподавал в вузах Крыма, затем Москвы. Как композитор работал в вокально-инструментальных жанрах, в частности, сочинял песни на слова Сергея Есенина и издавал их отдельными брошюрами, а Пушкину посвятил симфонию с хором. С 1939 года Бугославский работал в Институте мировой литературы, получил степень доктора филологических наук. Нередко вместе с женой выезжал на совместные концерты...
Последняя информация о Галине Адеркас - в Выписке из приказа № 133 от 26 мая 1940 года: "За тщательную подготовку полноценной художественной программы [к] исторической дате - 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского - объявляю благодарность т. Адеркас Г.В.
Управл[яющий] ВГКО Фалковский".
Это последний документ ее личного дела. Трудовой договор был заключен до 25 октября 1940 года. Записей о его расторжении или продлении нет. Нет записи о выбытии артистки из штата. И нет записи в домовой книге о том, что певица выбыла из дома по Трубниковскому переулку, 26, где жила вместе с мужем...
P.S. Что с ней стало?
Репрессии? Запросы в силовые структуры не дали ответа. Из Центрального архива ФСБ сообщили, что "сведениями о применении репрессий в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны не располагают". Главный информационно-аналитический центр МВД ответил, что "по имеющимся архивным документам установлено, что Центральный архив МВД России архивных материалов в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны, 1899 года рождения, на хранении не имеет и какими-либо сведениями в отношении указанного лица не располагает"...
Можно только догадываться, как закончилась яркая жизнь "модели" Бориса Кустодиева. Возможно, читатели "Родины" помогут найти новую ниточку поиска...
- 1. Здесь и далее цитируется по книге - Капланова С.Г. Новое о Кустодиеве. - М., 1978, С. 175-176.
- 2. Исключительно ценную помощь в нашем поиске оказала библиограф Российской государственной библиотеки искусств Ольга Николаевна Початкина, за что мы ей искренне благодарны.
- 3. РГАЛИ, Ф. 3164, Оп. 4, Д. 10, ЛЛ. 50-56 об.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем