15.04.2023 16:38
"Родина"

Как герой пьесы-фельетона помог проведению военной реформы

Герой незатейливой пьесы драматурга Петра Григорьева "Бессрочноотпускной на Родине" помогал проводить военные реформы после поражения в Крымской войне
Текст:  Станислав Юдин (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №4 (423)
Хорошо известно, что поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. дало толчок к широким преобразованиям в России: отмене крепостного права, реформе судов и местного самоуправления и - не в последнюю очередь - переменам в армии.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Россия прошла путь от осознания невозможности продолжать борьбу с мощной коалицией противников к анализу изъянов в своей военной системе и к попыткам их исправить. Мы еще мало знаем, как власть, армия и общество двигались от признания провала к реализации широкой программы реформ, разработанной военным министром Д.А. Милютиным.*

П.И. Григорьев (1806-1871).

Часть ответов на эти вопросы дают многочисленные записки, составленные на фоне военного поражения. Немало документов содержат архивы комиссий, созданных при военном ведомстве. И как ни странно, в этот ряд можно поставить малоизвестную пьеску "Бессрочноотпускной на родине" - яркий и необычный источник о первых шагах военных реформ императора Александра II.

Вдохновитель Некрасова

В период Крымской войны возник запрос на незатейливые патриотические пьесы1. Помимо прочих, на него откликнулся актер и драматург П.И. Григорьев - довольно известный автор водевилей, решивший попробовать себя в новом жанре. Летом 1854 г. в петербургском Александринском театре с большим успехом прошел его спектакль "За веру, царя и отечество". Популярное произведение было издано отдельной книжкой2, продававшейся в пользу раненых. Спектакль оставил свой след в анналах театральной жизни и, возможно, повлиял на литературу. Исследователь М.А. Кучерская высказала предположение, что пьеса П.И. Григорьева послужила одним из источников вдохновения для поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"3.

Крымская война отгремела и закончилась поражением России, но П.И. Григорьев решил не бросать начатое. 15 мая 1857 г. газета "Русский инвалид" (орган военного министерства) опубликовала на своих страницах его небольшую стихотворную пьеску "Бессрочноотпускной на родине"4. Эти стихи во многом продолжали нашумевший спектакль: вновь на сцену выведены простая народная жизнь, незатейливые разговоры на злобу дня, крестьяне, к которым приезжает их земляк унтер-офицер Михайло Агафонович. Только атмосфера в стране была уже другой. После поражения шли активные обсуждения грядущих реформ, выдвигались проекты переустройства крестьянского быта, судов и, конечно, армии.

Публикация пьесы "Бессрочноотпускной на родине". "Русский инвалид" №103. 15 мая. 1857 г.

Фельетон П.И. Григорьева можно рассматривать как своеобразную программу преобразований, прежде всего военных (не зря он был опубликован в газете военного министерства). А уникальность ей придавали необычная форма и живой, псевдонародный язык. Писатель князь В.Ф. Одоевский особенно оценил мастерскую стилизацию: "Фельетон представлял собой небольшую жанровую картинку, в роде лубочной деревенской сцены, понятной исключительно русскому читателю и почти непереводимой из-за простонародного языка персонажей, наполненного тем обилием смелых эллипсов, которые мы встречаем в русском разговорном языке еще в большем количестве, чем во французском"5.

Кто такой Михайло Агафонович?

В первом действии П.И. Григорьев представляет читателю своего героя. Его зовут Михайло Агафонович, он - унтер-офицер, набожный, усердный, преданный государю воин. После долгих лет службы ему посчастливилось вернуться в свою деревню и снова встретить родных. Мать заметила перемену в сыне: "Бравый, ловкий, да и умница уж такой, что рассказать нельзя!". Сам Михайло Агафонович подтверждал эту характеристику:

Его зять спросил нежданного гостя, прибыл ли он на побывку или "вышел вчистую" (то есть отслужил и более не вернется в войска). Бессрочноотпускному пришлось объяснять свое положение:

Итак, Михайло Агафонович - бессрочноотпускной солдат. Эта категория появилась в 1834 г. С этого времени из армии увольняли солдат, беспорочно отслуживших 20 лет. С 1856 г. продолжительность службы, необходимой для бессрочного отпуска, сократили до 15 лет. В случае военных действий такие уволенные в запас солдаты могли быть призваны вновь под знамена.

Мера была выгодна правительству (давала экономию и позволяла сформировать резерв), но вызывала немало беспокойства. Бессрочноотпускные редко возвращались к хлебопашеству, были склонны искать легких заработков, часто бродяжничали или просто обременяли свои семейства.

Титульная страница пьесы "За веру, царя и отечество".

В 1842 г. III отделение высказывало о них нелестное мнение: "Без настоящих воинских занятий, коснея в однообразной жизни казарм или кочуя с одних квартир на другие, - нижние чины привыкают к праздным суждениям и приносят эту привычку домой еще в цвете лет, тогда как прежний солдат, возвращаясь на родину изувеченный, с полным запасом рассказов о военных подвигах, не позволял себе и даже не имел понятия рассуждать о делах, до него не относящихся"6. Более того, бессрочноотпускные часто были среди зачинщиков крестьянских выступлений, поэтому правительство старалось приглядывать за ними. "Бедных бессрочных отдали в полную кабалу исправникам и городничим, - сокрушался современник, - и эту меру, совершенно разрушающую всякое чувство законности, обнародовали в то время, когда крепостных ограждают законом от произвола"7.

Однако Михайло Агафоновича П.И. Григорьев рисует в самом лучшем виде. Он верный слуга престолу и Отечеству, отрада родителям и помощник своим односельчанам. Правда, "рассуждать о делах, до него не относящихся", он любил.

Мудрость бывалого

Во втором действии Михайло Агафонович беседует с крестьянами об их жизни и о прошедшей войне. Первое, что он советует своим землякам, - овладеть грамотой: "Значит эту канцелярию, просвещать ученьем следует!". Он упорно втолковывал своим слушателям:

Услышав вечное русское "авось", Михайло Агафонович распалился и велел своим собеседникам забыть это слово: "Говорят вам: на авось теперь не приказано надеяться!". Как крестьяне сеют и строят "на авось", так и солдаты в Крымскую войну стреляли без расчета, прицеливания и толка. Далее унтер-офицер начал объяснять перемены, которые произошли в военном деле. Появились нарезные ружья с коническими пулями, бьющие точнее и на дальнем расстоянии: "И за это, ружьецо сие все зовут ученым штуцером!". Солдаты обучаются "науке фехтования": "Нынче ловкость, архиплутика, вся бесовская Гимнастика!".

Ф. Гудолл. Возвращение бессрочноотпускного солдата на родину. 1860-е гг.

Умный, повидавший виды Михайло Агафонович был излюбленным типажом П.И. Григорьева. Борис Непогода, старый матрос из представления "За веру, царя и отечество", выполнял ту же функцию задорного учителя крестьян (сам автор исполнял эту роль). Он тешил своих собеседников "сказочкой-прибауточкой", которую сложили "на счет то-есть аглицкой архиплутики". Но в начале Крымской войны "плутовство" англичан высмеивалось, а в 1857 г. ему предлагалось учиться.

Еще одно важное отличие "Бессрочноотпускного на родине" - отношение к врагу. В пьесе 1854 г. П.И. Григорьев осыпал остротами и угрозами англичан, но доставалось и "легковерным" французам. Михайло Агафонович, наоборот, проникся уважением ко второму неприятелю:

По натуре француз с русским "очень сходствует", и у этого народа есть чему поучиться не только в военном деле. Неожиданно унтер-офицер обращается к другой теме - предпринимательству. Чтобы одолеть "иностранщину", России нужны "пути железные", которые уже начали строить:

Такова была "программа" реформ, предложенная литературным персонажем: сочетающая распространение грамотности, перевооружение, новые стандарты в подготовке солдат и развитие железнодорожной сети. Подытожим его же словами: "Надо только, чтобы времячко не пропало в бесполезности!".

Как освоить архиплутику

Незатейливую пьеску "Бессрочноотпускной на родине" можно рассматривать как одно из первых публичных изложений программы военных реформ после Крымской войны. Выполненная в занимательной и необычной форме - впрочем, хорошо знакомой публике, благодаря успеху Григорьева-драматурга - она укладывается в общую канву обсуждений преобразований в армии.

П. Челищев. Бессрочноотпускной на походе. 1854 г.

С начала 1857 г. "Русский инвалид" стал ратовать за занятия в войсках прицельной стрельбой, фехтованием и гимнастикой. Еще с 1855 г. генерал Ф.В. Ридигер вводил эти отделы образования солдат в гвардейских полках8. Возглавляемая им комиссия для улучшений по военной части, начала работу по реорганизации пехоты и составлению необходимых инструкций. "В настоящее время, - утверждал один из членов комиссии, - с усовершенствованием ручного огнестрельного оружия многие из тех начал, которыми руководствовались прежде, должны измениться. Нарезной ствол с коническою пулею придал такую важность огнестрельному действию пехоты, что правило Суворова "пуля - дура, штык - молодец" теперь будет охранизмом [правильно: "анахронизмом"]"9. Вероятно, П.И. Григорьев подключился к продвижению новых принципов по своему почину или по просьбе редакции "Русского инвалида".

Проблемы реформаторов

Во-первых, развивая стрелковое дело и новые начала боевой подготовки, русская армия откровенно копировала французские практики. Как отмечалось в одной из записок, французы "с большим искусством поражали, издали, ружейным огнем колонны боевых порядков, всякий раз, когда войска наши, увлекаясь излишней отвагой, без предварительного подготовления успеха, направлялись в атаку; причем мы теряли значительное число офицеров и нижних чинов и лишаясь целости состава, не могли продолжать наступления"10. Учеба у вчерашнего врага - всегда болезненный процесс. Редактор "Русского инвалида" П.С. Лебедев, очевидно, был озабочен этим нюансом и указывал своим читателям на опыт "екатерининских орлов" (П.И. Панина, П.А. Румянцева, А.В. Суворова), всегда внимательно относившихся к стрельбе и современной им военной науке11.

В. Тимм. А. Мюнстер. Унтер-офицер Кавказского саперного батальона в походной форме. 1850 г.

Во-вторых, существовали национальные стереотипы, которые приписывали особую способность действовать штуцером в рассыпном строю либо французам, либо горным народам. Не было уверенности, что русский солдат (вчерашний крестьянин) легко сможет освоить "французскую" науку.

Сознательно или нет, П.И. Григорьев обращался к этим проблемам. Его Михайло Агафонович хвалил французов, уверял в их сходстве с русскими и самим своим бывалым видом показывал, что его соотечественники способны освоить эту "архиплутику". "И, ведь, можно, право можно бы, только стоит приохотиться", - убеждал он односельчан. Устами бессрочноотпускного русская армия присваивала иноземную военную науку, вопреки прежним представлениям о своих солдатах как об "увальнях", "обломах неотесанных" (выражения Михайло Агафоновича).

В пригородном лагере. Развлечение русских солдат. Трепак - национальный танец. Рисунок Ф. Ли по наброскам Дика де Лонлэ. Из журнала Le Monde Illustre. 1877 г.

Польза от пьесы

Таким образом, незатейливое произведение П.И. Григорьева помогает историкам ответить на несколько важных вопросов.

Прежде всего, это проблема восприятия итогов Крымской войны и причин неудач России. Основной посыл речей Михайло Агафоновича заключался в необходимости учиться, действовать сознательно, а не по наитию и закоренелым привычкам. Во-вторых, "Бессрочноотпускной на родине" показывает направление, которое приняли первоначальные военные реформы: развитие стрелкового дела, гимнастики и фехтования - в целом, совершенствование боевой подготовки войск. Третий вопрос заключался в препятствиях, которые встречали новые принципы на пути к реализации. Важно было убедить сами русские войска в том, что они способны перестроиться без потери собственного лица.

*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №23-28-00325 "Российская армия ХVIII - начала XX вв. как социокультурный феномен".

Литературный салон