12.03.2024 08:00
"Родина"

Как появился первый музей Ахматовой и где искать избу Кутузова

Текст:  Вячеслав Недошивин (кандидат исторических наук, ведущий рубрики Литературный салон Родины)
Родина - Федеральный выпуск: №3 (324)
Запомните цифру 13! В 1989 году в Петербурге открылся официальный музей Анны Ахматовой, тот, что в Фонтанном доме (наб. Фонтанки, 34). А за 13 лет до этого свой "Народный музей поэта" в городе на Неве открыла учительница Валентина Биличенко.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Валя Биличенко и Анна Ахматова

Петербург, Автовская ул, 14.

Если в 1989-м, на излете перестройки "партийные начальники" все еще топали ногами на организаторов официального музея ("мы не допустим...", "мы запретим...", "ждановского постановления о ней никто не отменял..."), то можете представить себе, что испытывала Валя Биличенко, когда все накопленные дома материалы и книги Ахматовой принесла в ПТУ (еще на Кронштадской улице), - под будущий музей "Анны всея Руси" ей выделили целую комнату.

"Я ленинградка - по рождению, по убеждению, по служению. Я никогда не испытывала какого-то особенного страха за свое благополучие и жизнь, а потому умалчивание имени Ахматовой возмутило, но и вдохновило меня..."

Легко сказать - "вдохновило". Да вся "история" создания музея, по словам тогдашнего секретаря писательской организации Павловского, "история драматическая, часто стоявшая на грани трагедии..."

В доме, где "окаменела" самарская Зоя, создадут музей

Конечно трагедии! Ведь и до отмены постановления ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", смешавших с грязью имена Ахматовой и Зощенко, были все те же 13 лет. Ведь десятки доносов поступали на нее в КГБ, в горком партии, в советы ветеранов. Как же, в экспозиции выставляются материалы о "запрещенных" поэтах: Цветаевой, Мандельштаме, расстрелянном Гумилёве и "сбежавшем на Запад" тунеядце Бродском.

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

Да кто она такая, эта Биличенко?! Самозванка, выскочка!..

"Мне дали комнату для музея, - вспоминала, - я принесла туда все, даже портьеры, которые сшила мама. Она меня спрашивала: "Тебе хоть деньги там какие-то дают?". Я врала, что дают. Потом, правда, оформили "мл. библиотекарем" на 83 рубля. Из них я 50 отдавала фотографу - его работа стоила гораздо дороже, но больше у меня просто не было".

Энтузиазм

Да не было ничего, кроме энтузиазма. Комната и она, где сама клеила, забивала гвозди, развешивала фотографии, раскладывала материалы, убирала и выносила грязь. Директор, экскурсовод и уборщица! Хорошо, что к тому времени ей разрешили работать в фондах Публички, присылали материалы из Центрального государственного архива. Но каждое утро (и так 5 лет!) вставала на заре, потому что в шесть приходил московский поезд с гостями-литераторами, и надо было не только навести чистоту, но и приготовить для них горячий завтрак...

Обломки лыж и мятая фляга: в Екатеринбурге решили открыть музей "Группы Дятлова"

А следом - буквально толпы учебных групп ПТУ, классов из соседних школ, рабочих-шефов с судостроительного завода, которые не только ничего не знали о Серебряном веке, но и прочитать об этом не могли нигде. В музей приходили уже выступать и прославленные Казарновская с Богачёвой, и прима-балерина Кировского Габриела Комлева, и подруга Ахматовой Татьяна Вечеслова, и Александр Кушнер, и сын Ахматовой Лев Гумилёв. И все выступали бесплатно.

Раневская - та даже подарила музею слепок с руки Ахматовой.

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

Кто бы знал, что ей пришлось пережить?! Но спасали, представьте, стихи. Однажды, накануне годовщины смерти Ахматовой, кто-то позвонил: "Вы Биличенко? Мы приедем вас мочить". "Простите, - спросила, - а что такое мочить?". Вот тогда она впервые обратилась в милицию, которая прислала троих сотрудников, а Леша Любегин, молодой поэт, весь вечер ходил за ее спиной. Увы, это не спасло ее от того голоса в трубке. Звонили через каждые два часа - сутки, потом другие. Пока она не сказала "голосу": "А можно я вам почитаю стихи?.."

И читала пока, наконец, трубку не повесили.

Борьба

Чудом назовет она присвоение ее музею имени народного. Это случилось в 1987 году. Чтоб вы знали, для этого (по статусу) надо было иметь не менее 70 кв. метров экспозиции, не менее 500 музейных предметов фонда, не менее 5 тысяч посетителей и 70 экскурсий в год. И вторым чудом тогда же было выделение ей от города помещения бывшей библиотеки на проспекте Стачек, куда музей переехал в 1989-м. Двухэтажный дом детского сада.

Анна Ахматова: "Как тебе, сынок, в тюрьму ночи белые глядели..."

Не помещение, конечно, - ужас! Полчища крыс, с которыми она даже научилась разговаривать, матерок бомжей под окнами и она с мужем, обустраивающие эти комнаты на втором этаже. Из дома принесли в музей мягкую мебель, зеркала, ковры, оборудовали столовую и помещения для персонала. С бомжами договорилась - провела для них экскурсию, и они "вечно бездомную" Ахматову зауважали. А вот с кафе, под которое власти отдали первый этаж, пришлось побороться. Кончилось тем, что, собрав все семейные накопления, она с мужем, который, по счастью, был директором порта, просто выкупила его.

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

Спасибо защитникам ее: письму Евтушенко с припиской "Используйте это в любых инстанциях для хлопот", помощи академика Лихачева (он лично беседовал с министром культуры), Натану Эйдельману, который не только назвал музей "поэмой с героем", но и упросил магазин "Старая книга" на Литейном, чтобы в нем для музея "оставляли все по Серебряному веку". Спасибо театроведу Раисе Беньяш, по завещанию которой музею досталась обстановка комнаты конца ХIХ века - картины, мебель, фарфор, напольные часы... Ну и, конечно, снова и снова тоже покойному ныне мужу - Анатолию Петровичу Биличенко (транспорт, грузчики, стройматериалы). "У меня ведь каждый зал был решен в разном цвете в зависимости от темы. Краска, обои, доски - все это надо было найти, купить, привезти".

Анна Ахматова. История одного портрета.

Только потом призналась, что однажды под ней рухнула стремянка (разбилась в кровь), потом на нее обрушилось стекло витрины (опять кровь и больница!), а потом и первый инфаркт. "По больницам, в которых мне пришлось лежать, - смеялась, - можно провести отдельную экскурсию..."

Но не до смеха стало, когда после комиссии за комиссией ее вызвали на ковер в Смольный.

Отчаяние

К тому времени от бесконечных и издевательских проверок (одна районная чиновница бросила ей обвинение - "вы разворовали музей!") ее терпение лопнуло. Когда узнала, что музей "прикрепили" к районному Культурному центру на правах литературного подразделения и даже без упоминания имени Ахматовой, она и швырнула заявление об уходе. Чиновники пальцем не шевельнули, чтобы помочь делу, ни копейки не дали на музей. Это дворник, когда у нее из ноги хлестала кровь, не только успокаивал ее, но и где-то украл стекло для новой витрины. Это люди из службы по борьбе с крысами, видя, как она пласталась, за свои деньги вывели тех крыс...

"Музей, - бросила в лицо властям, - НАРОДНЫЙ в полном смысле этого слова, а не чиновничий!.."

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

Часть людей из небольшого штата музея уволилась вместе с ней, троим дали ставки по "ведомству районного отдела культуры". А одна год держала оборону и никого не пускала на порог. Вот тогда та, которая и обвинила Биличенко в "разворовывании" музея, и явилась, но уже во главе с председателем городского комитета по культуре. Тот все посмотрел, всех выслушал и сказал неведомо про кого: "Ну и наломали же вы дров!..".

75 лет назад вышло печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"

Тогда и последовал вызов в Смольный.

"Сидит комиссия из женщин, во главе стола мужчина, - вспоминала она. - И вдруг он говорит: "Валентина Андреевна, почитайте нам стихи". Женщины зашумели: "Зачем нам тут стихи?!" А он: "Кто против Ахматовой?". Все замолчали. И я читала им стихи. Читала Ахматову в Смольном!"

Вот после этого ее и вернули в музей и дали просторное помещение на Автовской.

Прорыв

Помните цифру 13? Ровно столько лет Биличенко работала в музее без отпуска. Это к концу жизни она стала заслуженным работником культуры РФ, почетным гражданином района, попечителем Международного Пушкинского Фонда "Классика", лауреатом "Золотой книги Санкт-Петербурга", автором семи своих книг. Но главным для нее стали слова Льва Гумилева, сказавшего про музей, что "мама моя была бы довольна". А также отзывы Гранина, Дудина, Жирмунского, Максаковой, Рецептера, гостей из Англии, Франции, Италии, Польши, Австралии, Японии...

"Фонтанный дом - официальный музей, - успела сказать перед кончиной Биличенко, - в нем заданность, обусловленная аутентичным пространством. А у меня - пространство нежности и любви..."

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

Сегодня в народном, но уже государственном музее, как и при ней, сотни экскурсантов, торжественные вечера, концерты при переполненном зале, море цветов. Живая экспозиция Биличенко, девять залов: "Комната памяти", залы "Реквием", "Бродячая собака", "Поэма без героя". "Сад поэтов". Новый уголок - "Африканские путешествия Гумилева". Фонды музея, начавшиеся когда-то с личной коллекции учительницы, включают фонд редкой книги (1435 ед. хранения), научно-вспомогательный фонд, научную библиотеку, фонд живописи (350 ед. хранения), прикладного искусства, скульптуры, фотографий (более 14 тыс. ед. хранения) и такие уникальные экспонаты, как рукопись "Поэмы без героя" с правкой Ахматовой, книги из библиотеки поэта, личные вещи Льва Гумилёва...

Но главное - те 30-40 тысяч посетителей в год, для которых она работала всю жизнь.

Михаил Фролов и Михаил Кутузов

Москва, Кутузовский пр., 38, стр. 2

Для меня внятная родословная "Анны всея Руси" началась с Бородинского поля, с деда Ахматовой, сражавшегося на нем, и праха предков ее, похороненных у Колоцкого монастыря. Но с той великой битвы началось и создание "народных музеев".

Знакомьтесь: основатель первого Михаил Фролов.

Поэт Денис Давыдов: Еще Россия не подымалась во весь исполинский рост свой...

Его восстановленный в ХХ веке дом в Филях ("с тремя красными окошечками, обшитый и крытый тесом", - сообщали газеты того времени) ныне официально именуют "Кутузовской избой". Но для меня он существует по имени первого владельца, перед которым любой русский должен склонить голову. Мы не знаем, как Кутузов и его генералы 1 сентября 1812 года выбрали именно его "ветхий деревянный домик, второй от проулка" для исторического военного совета, на котором было принято решение "оставить Москву", но точно знаем: Фролову с тремя сыновьями хватило мудрости и оценить свершившееся событие, и с первого дня сохранить все, что имело отношение к нему.

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

Особо меня восхищают трое его парней, правильно воспитанных, ибо сам Фролов скончался в 1813-м, возможно, не вынеся и оккупации французами села его, и оставления Москвы - исполнения того решения, которое было принято фактически на его глазах...

Экспонаты

Первый "народный музей" в России - не меньше! Ведь Фроловы (а в семье их с детьми и внуками было 15 человек), раздобыв, развесили по стенам горницы портреты Барклая-де-Толли, Беннигсена, Раевского, Дохтурова, Ермолова, Коновницына, Платова, Уварова - всех участвовавших в совещании. А главное - возможно по наитию, по нутряному чутью, но, как и полагается в музеях, завели амбарную книгу, где посетители "расписывались своеручно".

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

"Военный совет в Филях в 1812 году" - помните знаменитое полотно живописца Кившенко? Кутузов в кресле, склонившиеся к нему его генералы, карта на столе, икона хозяев в углу. Не знаю, легенда ли, но некий ветеран-гвардеец говорил, что Кутузов, слушая споры военачальников, вдруг встал и при словах "Приказываю отступление!" так сильно ударил кулаком по столу, что тот, дубовый, треснул.

Сокровища Эрмитажа: Модели фигур Кутузова и Барклая Де Толли

Стол этот потом, через полвека, сгорел при пожаре 1868 года, погубившем дом. Но скамью, иконы, портреты генералов, знаменитую чернильницу, забытую когда-то на столе, хозяева и инвалиды-сторожа не только спасли, но и передали на хранение не куда-нибудь - в городскую Думу.

Увы, власть, в отличие от "темных крестьян", остатки дома продала за 40 рублей...

Пожар

Это потом протоиерей 4-го гренадерского Несвижского генерал-фельдмаршала князя Барклая-де-Толли полка Иустин Переспелов в историческом очерке "Кутузовская изба" напишет, что офицеры гренадерского корпуса, "желая увековечить историческое место военного совета 1812 года, исходатайствовали поставить на нем памятник и обнести его решеткой". На одной из досок, установленных ими, приводились слова Кутузова: "С потерею Москвы еще не потеряна Россия. Поставляю обязанностью сберечь армию, сблизиться с подкреплениями и самим уступлением Москвы приготовить неприятелю неизбежную гибель..." Закончил он совет, по словам протоиерея, так: "Мне придется поплатиться за все; пожертвую собой и для блага отечества приказываю отступить".

/ Музей "Анна Ахматова. Серебряный век".

Кстати, владелец земли в Филях, на которой стояло 28 (по ревизии 1811 года) домов, Эммануил Нарышкин, не раз предлагал городу принять от него в дар (!) Кутузовскую избу, но куда там? Ведь ее нужно содержать, финансировать, реставрировать. Словом, пока рядили да судили, изба, сгорела.

"Изба эта вдруг загорелась, - сообщили "Московские ведомости". - Крестьяне Филей первые приехали с трубой тушить пламя..."

И только тогда власти озаботились наконец о памятном месте.

Возрождение

После долгих прений и мытарств через семнадцать лет (!) решено было все-таки выстроить новую избу, как бы похожую на Кутузовскую. Она выросла 21 июня 1887 года и в присутствии самого генерал-губернатора Москвы Владимира Долгорукова открылась. Внутри было две комнаты: первая, выходящая окнами на улицу, предназначалась для музея, вторая - для проживания солдат-инвалидов. Историческую реликвию содержали за счет средств общества хоругвеносцев и частных пожертвований. Один из первых взносов, причем внушительный, в размере 3000 руб. (для сравнения: рабочий тогда получал 12-20 руб. в месяц) поступил в 1888 году от потомков Кутузова. А в 1894 году правнук Кутузова Павел преподнес в дар музею походную коляску прадеда, для которой построили специальное кирпичное помещение.

/ ТАСС

Не буду перечислять бед музея в революцию, гражданскую войну и последующие периоды. Музей закрывали, потом вновь открывали, как, помните, и музей Ахматовой, пока наконец в 1958 году рядом не установили бюст Кутузова работы Николая Томского, а в 1964-м не начал неподалеку работу Музей-панорама "Бородинская битва", в структуру которого и вошла "изба военного совета". Но так, начав свою историю с небольшого частного собрания, этот памятник стал центром притяжения, вокруг которого сконцентрировались прекрасные творения живописи, скульптуры, архитектуры и в результате сложился историко-мемориальный комплекс, посвященный славе русского оружия.

Домашний архив: Николай Пунин об Анне Ахматовой: В моей любви - благоговение...

P.S. Что может один человек? Да ничего, если нет любви и самоотверженности.

Сегодня в России свыше 500 народных музеев в 85 регионах страны. И все они, уж поверьте, начинались с усилий какого-нибудь одного человека, принадлежащего к незримой, но существующей, по выражению Цветаевой, "Божественной расе". Вот как простой крестьянин Михаил Фролов, или учительница Валентина Биличенко. Той, немногочисленной расы, которая, в отличие от прочих людей, "всегда слышит горнюю музыку". Музыку литавр военных побед, или тайных струн высокой поэзии.

Удивительно ведь, но это те, кто раньше других смогли понять и сберечь частицы великой истории страны. А вот запомнит ли их подвижнический труд история - вопрос.

Дороги Реликвии