19.06.2024 07:45
"Родина"

Скульптура "Рабочий и колхозница" - символ Страны Советов и киностудии "Мосфильм"

История создания, грандиозный успех на Парижской выставке в 1937-м и вторая жизнь одного из самых известных и значимых монументов СССР
Текст:  Елена Ратникова
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Рабочий и колхозница сквозь года

Содержание

  1. Рабочий и колхозница: как выглядит и где установлена скульптура
  2. История создания
  3. Концепция скульптурной группы
  4. Конкурс на пластическое решение
  5. Почему из борьбы выбыл главный конкурент - Иван Шадр
  6. Совместная работа Иофана и Мухиной: не все было гладко
  7. Прототипы рабочего и колхозницы
  8. Из каких материалов изготовлена скульптура
  9. Выставка в Париже
  10. "Рабочий и колхозница" в Москве
  11. Реставрация
  12. Как посетить павильон "Рабочий и колхозница" на ВДНХ в 2024 году
  13. Топ-7 интересных фактов о монументе

Рабочий и колхозница: как выглядит, где находится, стиль, габариты

Монумент "Рабочий и колхозница" расположен справа от центрального входа на ВДНХ (если стоять лицом к выставочному комплексу).

Памятник исполнен в архитектурном стиле конструктивизма и монументализма.

Основой скульптурной группы служит металлический каркас, к которому крепятся около 5 000 деталей из нержавеющей хромоникелевой стали.

Габариты скульптуры:

Фигуры мужчины и женщины, объединенные в скульптурную группу, устремлены вперед и поднимают высоко над головой серп и молот. Памятник стал ярким символом новой молодой страны, воплощением ее триумфальных побед и достижений в области технического прогресса, ставших возможными благодаря сплочению рабочих и крестьян, принципам свободного мирного труда, равенства и братства.

История создания: от идеи до воплощения

У "Рабочего и колхозницы" двое "родителей" - известный архитектор, автор сталинских высоток Борис Иофан и скульптор Вера Мухина.

/ tatlin.ru

Концепция скульптурной группы

Концепция скульптурной группы была разработана Иофаном для украшения павильона СССР на Международной выставке в Париже, состоявшейся в 1937 году. Проект был представлен на всесоюзный архитектурный конкурс и вошел в финал наряду с работами таких именитых мастеров как Константин Мельников, Алексей Щусев, Владимир Щуко, Каро Алабяна и Дмитрия Чечулина.

Комиссия остановила свой выбор на лаконичном, функциональном и идеологически верном проекте Бориса Иофана (при участии М. Адрианова, А.Барановского, С. Гельфельда, Ю. Зинкевича, Д. Иофана, Я. Попова и В. Поляцкого).

/ tatlin.ru

В процессе создании наброска монумента, ставшего ключевым стилевым элементом советского павильона в Париже, большое влияние на автора оказали две античные скульптуры - "Тираноборцы" и Ника Самофракийская.

/ Википедия

Конкурс на пластическое решение "Рабочего и колхозницы"

В конкурсе участвовали 5 скульпторов, к тому моменту уже успевших заработать себе имя и признание в художественной среде:

1. Вячеслав Андреев, который еще в 1923 году исполнил фигуры "Рабочий" и "Крестьянин" для ВСХВ, памятник-бюст Н. Е. Жуковскому, закончил после смерти брата, скульптора Николая Андреева, фигуру "Ленин - вождь" и высек ее в мраморе

/ smartik.ru

2. Борис Королёв - один из главных организаторов работ по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды - монумент Борцам революции в Саратове, памятник Бауману в Москве, памятник Ленину в Луганске.

3. Матвей Манизер, который создал знаменитые фигуры пограничника с собакой, птичницы с курицей, молодого рабочего с шестерёнкой на станции метро "Площадь революции" в Москве.

/ smartik.ru

4. Иван Шадр - главный мастер довоенной скульптурной ленинианы, который создал легендарную "Девушку с веслом" для ЦПКиО имени Горького в Москве.

Проект Ивана Шадра / art.mirtesen.ru

5. Вера Мухина - автор скульптуры "Крестьянка", удостоенную первой премии выставки, приуроченной к десятилетию Октября и позднее приобретенной музеем Триеста.

Победила работа Мухиной, а председатель комиссии Вячеслав Молотов лично внес в проект несколько коррективов: распорядился убрать неэстетичные "мешки" под глазами колхозницы и усомнился в необходимости декоративного шарфа. "Зачем этот шарф? Это же на танцовщица, не конькобежец!", - возмутился нарком. Но скульптор сумела отстоять столь необходимую ей горизонтальную линию, спокойно возразив председателю комиссии: "Это необходимо для равновесия". Молотов воспринял этот аргумент как техническую необходимость, и основное связующее звено композиции удалось сохранить.

Внушительный список достижений авторов проектов говорит о высочайшем уровне конкуренции и амбиций творческого состязания. Одержать верх, доказать исключительность своей концепции в таких условиях было крайне сложно.

Неизвестные факты из жизни Веры Мухиной

Почему из борьбы выбыл главный конкурент - Иван Шадр

Среди конкурсантов Иофан прежде всего выделял не проект Мухиной, а работу Шадра. Этого скульптора и сама Вера Игнатьевна считала своим самым сильным соперником. В его интерпретации порыв, с которым устремлялись вперед фигуры мужчины и женщины, был настолько экспрессивен, что был сродни полету. Серп и молот неслись в стратосферу, к звездам. Однако Шадр сделал серьезное упущение: он не учел того, что композиция с таким бешеным ритмом не создавала единого ансамбля с павильоном, буквально "слетала" с него, нуждалась в ином постаменте. Главный оппонент Мухиной выбыл из борьбы, а остальные претенденты не могли составить серьезной конкуренции "Рабочему и колхознице".

Рабочий со звездой - скульптура Вячеслава Андреева
Факт

Интересно, что одному из претендентов удалось взять реванш: через два года скульптура монументалиста Вячеслава Андреева "Рабочий со звездой", предназначенная для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, обошла в конкурсе проект Веры Мухиной. Памятник получил признание за рубежом, был очень популярен в Советском союзе. "Рабочего со звездой" подобно "Рабочему и колхознице" хотели установить на постамент в Москве, но этим планам помешала война. К сожалению, монумент Андреева был утрачен.

Совместная работа Иофана и Мухиной: не все было гладко

После успешной завершения конкурса Вера Игнатьевна и Борис Михайлович приступили к напряженной совместной работе над будущим памятником. Двум талантливым, но очень разными по характеру, и по взглядам на искусство людям было непросто принять и понять друг друга.

Мухина критиковала маститого архитектора: "Проект Иофана мне не нравится. Его понятие о синтезе чересчур спорно, по-моему, он его видит не в конструктивно-композиционном разрешении, а в равновеликости скульптуры и архитектуры".

Будущий лауреат Сталинской премии Иофан не остался в долгу, высказываясь о скульпторе: "Я очень сомневался, что она сможет справиться с конкурсным проектом. Считал, что она способна скорее к созданию лирических вещей".

Прототипы рабочего и колхозницы

Анна Богоявленская, телефонистка НКВД, встреченная Верой Мухиной на прогулке в парке, стала моделью для фигуры "колхозницы". Девушка обладала подходящим спортивным телосложением и была настоящей красавицей-комсомолкой.

А "рабочему" понадобилось уже два "натурщика": с танцора Игоря Басенко лепили тело, а лицом скульптуры стал строитель Сергей Каснер.

Прототипы и проекты скульптурной группы "Рабочий и колхозница"

Из каких материалов изготовлена скульптура

Московский завод "Стальмост" произвел основной каркас монумента. Профессор Петр Львов предложил Вере Мухиной изготовить внешнюю оболочку скульптурной группы из листов нержавеющей хромоникелевой стали, т.к. способность стали отражать свет значительно выше, чем у бронзы и меди. При этом:

Триумф "Рабочего и колхозницы" на выставке в Париже

Монтаж памятника занял 3.5 месяца.

Перед отправкой в Париж скульптуру осмотрели правительственная комиссия во главе с Климентом Ворошиловым и лично генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин.

В столицу Франции "Рабочий и колхозница" прибыла в 28 железнодорожных вагонах.

Перед отправкой монумент был разобран на 65 частей, некоторые из которых в дороге получили значительные повреждения и подлежали замене.

Скульптура Веры Мухиной произвела настоящий фурор на Международной выставке. Каждый день возле памятника собирались восторженные толпы. Французские журналисты назвали "Рабочего и колхозницу" "величайшим произведением скульптуры XX века". Памятные серии открыток, почтовых марок, значков и плакатов разошлись по всему миру.

Советский павильон на Международной выставке в Париже в 1937 году. / art.mirtesen.ru

Падения и взлеты в Москве

Несмотря на желание правительства Франции приобрести творение Мухиной, скульптура была грубо демонтирована, разрезана на 44 фрагмента и отправлена в Москву на открытых платформах. Большинство частей монумента деформировалось и не могло быть использовано при установке памятника на родине.

Вера Мухина видела "Рабочего и колхозницу" на Ленинских горах или Крымском валу, однако было принято решение разместить триумфаторов парижской выставки перед входом на ВСХВ (ВДНХ) на низком 10-метром пилоне. Скульптор называла этот постамент "пеньком" и сетовала, что он убил всю динамику композиции.

Искусники ВДНХ - от конструктора до пастуха

Лишь в 1975 году Московский совет депутатов поручил Борису Иофану спроектировать новый павильон, равный по высоте тому, на котором "Рабочий и колхозница" были водружены в Париже, и перенести на него свое детище. Архитектор, так долго ждавший этого события, умер через год, не завершив задуманного.

Вторая жизнь монумента

За семьдесят лет шедевр Мухиной серьезно обветшал, требовалась масштабная реставрация, начавшаяся в 2003 году и продлившаяся до ноября 2009-го.

Был создан новый тройной каркас, который мог выдержать силу ураганного ветра, все части скульптуры подвергнуты тщательной очистке с применением специально разработанных уникальных технологий. После окончания всех работ монумент был водружен на павильон, схожий и по высоте (34,5 метра), и по архитектурному решению с проектом Иофана.

4 сентября 2010 года в павильоне-основании начал работу музейно-выставочный центр, знакомивший посетителей с историей создания памятника. Сейчас постоянная экспозиция демонтирована и ожидает "переосмысления концепции".

Как посетить павильон "Рабочий и колхозница"

Начиная с 2017 года посетители павильона, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, имеют возможность ознакомиться с лучшими экспонатами московских и региональных музеев: на площадке постоянно открыты выставки.

Работает лекторий: мастер-классы, семинары, концерты проходят внутри павильона и на крыше здания, у подножия статуи, откуда открывается восхитительный вид на Москву.

Инфраструктура комплекса максимально продумана для удобства гостей: это современные лифты, межэтажные проходы-пандусы, комната матери и ребенка, сувенирный магазин.

Входной билет на выставки и лекции от 500 рублей, действуют скидки для льготных категорий граждан.

Павильон "Рабочий и колхозница" у центрального входа ВДНХ. / Виктор Кошевой / ТАСС

Топ-7 фактов о культовой советской скульптуре

  1. Существует версия, что прообразом скульптурной группы "Рабочий и колхозница" является не античная статуя "Тираноборцы", а это своего рода автопортрет Веры Игнатьевны Мухиной с её мужем Алексеем Андреевичем Замковым.
  2. Первоначально "рабочий" и "колхозница" были обнажены, однако комиссия, принимавшая проект, потребовала одеть фигуры. Скульптор добавила комбинезон мужчине и сарафан женщине, а также шарф, драпирующий тела. Шарф стал связующим звеном всей композиции, добавил необходимые статуе горизонтальные линии.
  3. Величие монумента обусловлено политической игрой. Советскому павильону на выставке в Париже было отдано место в низине вдоль набережной Пасси. Напротив располагался помпезный павильон Германии с фашистским орлом на крыше. Нужно было "переиграть" немцев, противопоставить что-то более грандиозное, одухотворенное, символичное. Учитывая восторженный прием и многочисленные награды советской делегации, это Иофану и Мухиной удалось.
  4. "Рабочий и колхозница" - входит в пятерку самых высоких памятников России (58,9 м, постамент со скульптурой). Он уступает монументу Победы на Поклонной горе (141,8 м), памятникам покорителям космоса около ВДНХ (107 м), Петру Первому на Крымской набережной в Москве (98 м) и "Родины-матери" в Волгограде (87 м) и превосходит памятники Ленину в Волгограде (57 м) и Дубне (37 м), мурманскому "Алеше" (42,5), московскому Юрию Гагарину (42,5) и монументу "Дружба навеки" на Тишинской площади столицы (42 м).
Павильон "Рабочий и колхозница" у центрального входа ВДНХ. / РГАКФД
  1. Монумент стал символом страны Советов, киностудии "Мосфильм" (1948), образ был использован в рекламе сигарет "Ява золотая", логотипе швейной фабрики "Монолит", этикетках лианозовского ликероводочного завода.
  2. Авторская копия памятника Мухиной хранится в Музее современной истории России (зал, посвященный истории СССР в 30-е годы).
Павильон "Рабочий и колхозница" у центрального входа ВДНХ. / Фред Гринберг / РИА Новости
  1. Копии "Рабочего и колхозницы" изготавливались и устанавливались и в советское время, например, на сельскохозяйственном рынке Днепропетровска, и в 21 веке - возле нового Музея автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме, на трассе под Богородском в Нижегородской области и др. Следует отметить, что не всем поклонникам шедевра Веры Мухиной удалось воспроизвести важнейшую для скульптора составную часть - шарф.
Павильон "Рабочий и колхозница" у центрального входа ВДНХ. / Фред Гринберг / РИА Новости
Павильон "Рабочий и колхозница" у центрального входа ВДНХ. / Фред Гринберг / РИА Новости

Именно эта деталь, являющуюся связующим звеном композиции, Мухина решительно отстояла перед конкурсной комиссией. При изготовлении шарфа пришлось столкнуться с огромными технологическими проблемами, он же стал причиной доноса на Веру Игнатьевну: в изгибах пятитонного полотнища недоброжелатели углядели профиль "врага народа" Льва Троцкого.


Павильон "Рабочий и колхозница" у центрального входа ВДНХ. / ВКонтакте


Легенды