издается с 1879Купить журнал

Вера Мухина - "первая дама советской скульптуры"

01 июля 2024

Единственная женщина-скульптор в истории советского монументального искусства Вера Игнатьевна Мухина родилась в Латвии, в городе Рига, 1 июля (19 июня по старому стилю) 1889 года в состоятельной купеческой семье Игнатия Мухина. В 1903 году, после смерти родителей, Веру с сестрой забрали к себе родственники, жившие в Курске. Девушка была обычной гимназисткой: хорошо училась, понемногу рисовала, пела, музицировала, танцевала. Толчком к переменам стал переезд сестер в Москву в 1907 году.

Скульптор, академик АХ СССР, Народный художник СССР Вера Мухина в мастерской. 1951 г.

РИА Новости/Александр Чепрунов

Скульптор, академик АХ СССР, Народный художник СССР Вера Мухина в мастерской. 1951 г.

Вера Мухина начала серьезно интересоваться живописью и пробовать свои силы в рисунке. Через год она поступила в художественную студию Константина Федоровича Юона. На примерах работ старых мастеров Юон объяснял своим слушателям значение линии, контура, светотени, побуждал к развитию воображения и обучал искусству "видеть".

Интерес Мухиной к скульптуре пробудило знакомство с членами художественного объединения "Бубновый валет" - Петром Кончаловским, Аристархом Лентуловым, Робертом Фальком. В 1912-ом юная художница отправилась в Париж в студию знаменитого скульптора Эмиля-Антуана Бурделя. Здесь она познакомилась с творчеством Поля Сезанна и Пабло Пикассо и вдохновлялась смелостью кубистов. Во Франции Вера Мухина провела три года и вернулась в Россию с большим желанием творить самостоятельно.

Вера Мухина в мастерской в Париже. Фото: wikipedia.org

Когда началась Первая мировая война, девушка пошла работать сестрой милосердия в один из московских госпиталей. В это же непростое время она начала создавать свои первые скульптурные работы. Среди них: "Портрет сестры Маши", "Портрет В.А. Шамшиной", композиция "Пьета". Мухина участвовала в оформлении спектакля "Фамира Кифаред" по вакхической драме Иннокентия Анненского в постановке Александра Таирова и увлеклась созданием эскизов костюмов.

В. Мухина. "Гонец", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы Сема Бенелли "Ужин шуток". Фото: РИА Новости/Абрам Штеренберг

Со своим будущим мужем - эвакуированным с фронта по болезни врачом Алексеем Андреевичем Замковым - Мухина познакомилась во время работы в московском госпитале, в 1914 году. 11 августа 1918 года они вступили в брак и прожили вместе всю жизнь. Их единственный сын Всеволод не пошел по стопам родителей и стал кандидатом физико-математических наук. Но известен он прежде всего, как прототип советского пионера Вольки Костылькова - главного героя популярной детской повести Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч".

После революции 1917 года Вера Мухина отказалась эмигрировать вслед за старшей сестрой, осталась в голодной и холодной Москве и активно включилась в строительство "нового светлого мира". Уже через год она получила заказ на памятник просветителю XIX века, книгоиздателю и журналисту Николаю Новикову, но почти завершенная модель скульптуры рассыпалась бесформенной грудой по полу неотапливаемой мастерской - глина промерзла насквозь. Несмотря на первую неудачу, Мухина продолжала упорно работать: пробовать разные формы, техники, материалы. О ней начали говорить, как об одной из больших надежд молодого советского искусства.

Первым творческим успехом скульптора стало произведение "Крестьянка", созданное в 1927 году. На выставке в честь 10-летия Октябрьской революции эта работа вызвала горячие споры и неоднозначные оценки. Скульптура, конечно, выглядела непривычно и резко выделялась своей мощью и какой-то архаичной грубостью. При этом она великолепно передавала титаническую силу русской женщины. "Моя "Баба" твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее", - очень точно сказала о своей "Крестьянке" Мухина.

За эту работу скульптор не только получила первую премию, "Крестьянку" даже взяли в Третьяковскую галерею. Искусствоведы полагают, что именно тогда и сложился фирменный "мухинский" стиль, отличительными чертами которого стали монументальность форм и сила пластического художественного образа. В 1934 году "Крестьянка" экспонировалась на XIX Международной выставке в Венеции. Ее первый бронзовый отлив перешел в собственность Ватиканского музея в Риме.

В. Мухина. "Крестьянка". Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Вера Игнатьевна пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Она была одним из активных участников претворения в жизнь "Ленинского плана монументальной пропаганды", в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских памятников. А также вошла в авангардную группу художников-монументалистов, занимавшихся разработкой дизайна советских выставок в странах Европы.

Всемирная слава пришла к Мухиной в 1937 году. Тогда Советский Союз принимал участие во Всемирной выставке в Париже. И на крыше павильона с экспозицией было решено установить монумент, который отразил бы главную идею советского строя и его порыв в будущее. Созданная Мухиной скульптура "Рабочий и колхозница" идеально отвечала условиям конкурса и сразу же завоевала всеобщее признание, была признана шедевром искусства ХХ века и стала одним из самых узнаваемых символов СССР. "Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник", - так Вера Мухина подвела итог самому счастливому году своего творчества.

Во время Великой Отечественной войны Вера Мухина создала целую галерею скульптурных портретов, в том числе знаменитой балерины Галины Улановой и хирурга Николая Бурденко, а также героев-фронтовиков. В 1947 году она стала академиком Академии художеств СССР.

"Первая дама советской скульптуры", как ее часто называли советские журналисты, соединила в своем творчестве мужское и женское начало. Внушительные масштабы, мощь, фундаментальность и необыкновенную пластику фигур, мягкую гибкость линий.

Самой романтичной работой Мухиной считается памятник Петру Ильичу Чайковскому во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Музыкант изображен в момент творческого вдохновения. Эта работа идеально вписана в окружающий ландшафт.

Г. Верейский. Портрет В.И. Мухиной. 1944 г. Фото: Приморская государственная картинная галерея

Помимо скульптуры, Вера Мухина занималась еще и дизайном одежды. Одна из самых известных ее работ - платье с юбкой в форме бутона. Оно было красиво, но не практично, а тогда в СССР на первом месте была именно практичность. С начала 1920-х Мухина сотрудничала с известным московским модельером Надеждой Ламановой. На парижской выставке 1925 года их коллекция взяла гран-при. Также они выпустили альбом "Искусство в быту", где были выкройки простой повседневной одежды.

Выкройки Мухиной и Ламановой из альбома "Искусство в быту". Фото: https://lamanova.com/

Несмотря на творческий успех большинства проектов Веры Игнатьевны, много ее задумок так и остались нереализованными. Например, памятник "Икар", который скульптор создавала для пантеона погибших летчиков. В 1944 году его пробный вариант она представила на "Выставке шести". После чего работа была неожиданно и трагически утеряна.

Вера Мухина творила наравне с такими маститыми мастерами-мужчинами, как Иван Шадр, Матвей Манизер, Борис Иофан. Но даже под влиянием признанных авторитетов она всегда оставалась верной себе и своему творческому видению, совершенному в своей искренности.

В 1952 году скульптор самоотверженно, несмотря на болезнь и плохую погоду, по 12 часов в день на открытом воздухе работала над памятником Максиму Горькому в Нижнем Новгороде. Довела работу до конца и только после этого слегла с сильными сердечными болями.

Последний год жизни Веры Игнатьевны прошел в больницах и санаториях. Великого скульптора не стало 6 октября 1953 года. Похоронена Вера Мухина вместе с мужем на Новодевичьем кладбище. Их надгробия - две горизонтальные плиты из белого мрамора и два бронзовых бюста на каменных постаментах. На передней грани надгробия Замкова, ушедшего раньше жены, выгравирована фраза: "Для людей я сделал все, что мог". На надгробии Веры Мухиной ее ученица - скульптор Нина Зеленская - дописала: "И я тоже".

Могилы Алексея Замкова и Веры Мухиной на Новодевичьем кладбище. Фото: Екатерина Якушева


Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться