28.03.2024 14:41
"Родина"

Реставраторы Третьяковки вернули снегу на картине Верещагина белый цвет

Текст:  Евгения Стышнева
Из реставрационных мастерских в постоянную экспозицию Третьяковской галереи вернулась картина Василия Верещагина "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" из Балканской серии.
Полотно В. Верещагина "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" после реставрации. / Третьяковская галерея/Иван Новиков-Двинский
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Балканская серия считается вершиной творчества художника. Этюды и зарисовки к ней Василий Васильевич делал во время двух поездок на фронт - на Шипку и под Плевну. Сами картины писались в основном в Париже в 1878-1879 годах, несколько работ было закончено только к 1881 году. Всего за это время было создано больше 20 полотен. Балканская серия с большим успехом выставлялась в Европе и Америке, в России экспонировалась два раза - в Петербурге в 1880 году, в Москве и Петербурге в 1883-м.

Шипко-Шейновская битва

В декабре 1877 года солдаты армейского корпуса генерала Скобелева, с которым в это время находился Василий Верещагин, должны были выбить турков из горной болгарской деревни Шейново, чтобы обеспечить нашим войскам переход через Шипкинский перевал.

Деревню взяли, для русской армии открылся путь на Константинополь. "Войска стояли левым флангом к горе св. Николая, фронтом к Шейново. Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понесся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко поднявши над головою фуражку, он закричал: Именем отечества, именем государя, спасибо, братцы! Слезы были у него на глазах", - вспоминал Верещагин.

Как выглядели ордена Святого Георгия: фото с выставки

Несмотря на явный успех военной операции, полотно не выглядит парадным. На первый план художник поместил не легендарного генерала, а тела павших солдат. Об этом он писал Павлу Третьякову: "Между праздничными картинами войны и картинами войны такой, какая она есть, разница громадная".

Кстати, "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" - единственная работа Василия Васильевича, где есть его автопортрет (художник изображен скачущим в свите Скобелева).

Реставрация

Как сообщает ГТГ, картине укрепили кромки, заменили подрамник на сплошной (он защищает полотно от вибрации). Самая сложная часть работ включала удаление загрязнений и восстановление истончившегося и пожелтевшего слоя лака, который искажал колорит картины. Реставраторы вернули ей исходные цвета - снег на полотне снова белый.

В капитальной реставрации также нуждалась авторская рама: конструкцию усилили, удалили наслоения пыли, сняли тонировку с позолоты, восстановили утраченные фрагменты гипсового декора.

Сейчас картину "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" можно увидеть в 27 зале Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Новости