Александра Николаевич, не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но, кажется, Гоголь далеко не самый читаемый сегодня писатель. В школе прошли, и хватит. Может быть, действительно хватит? Ведь, на первый взгляд, не очень ясно, чем Гоголь может быть полезен современному человеку?
Александр Ужанков: Для кого-нибудь, может, и хватит школьной программы. Но я хотел бы заметить, что Гоголь - сложный писатель, не для массового читателя, неслучайно о нем подзабыли в конце XIX века, и уже символисты, в частности Андрей Белый, в начале XX века открывают Гоголя заново. Они начинают видеть в его произведениях не только те смыслы, что лежат на поверхности, но и гораздо более глубокие. И еще раз Гоголя открыли уже в наше время, спустя сто лет после символистов, на этот раз - как духовного писателя. Выяснилось, что Гоголь никакой не сатирик, не певец чертовщины, никакой не мистик, и все свои темы и образы, оказывается, берет не столько в фольклоре, сколько из Евангелия, из трудов святых отцов и из древнерусской литературы.
И для тех, кто сегодня старается жить по духовным законам, Гоголь, конечно, один из важнейших писателей. Возьмем его известную повесть "Шинель", о чем она?
Помню, в школе говорили что-то о маленьком человеке…
Александр Ужанков: Но что значит "маленький человек"? Мелкий чиновник 9 класса? Или подразумевается нечто другое? Если мы внимательно вчитаемся в произведение, то окажется, что Акакий Акакиевич Башмачкин очень плохо говорил. "Это, право, совершенно того" - начинал он фразу и не заканчивал ее, полагая что он все сказал. Чем человек отличается от других тварей, созданных Богом? Тем, что это тварь словесная, он может излагать мысли, а Акакий Акакиевич не может говорить. Он мог только переписывать буквы, но не мог понимать смыслы. Что же это за человек? Он всю жизнь копит, по грошику откладывает в кубышку, затем пересчитывает накопленное, заменяет медь на серебро, серебро на бумажки. Когда он захотел купить шинель и узнал, что она будет стоить 80 рублей, то, естественно, заглянул в кубышку. Сколько нужно было копить Акакию Акакиевичу на эту шинель? Гоголь замечает, что Башмачкин получал около 400 рублей в год, значит, 33 рубля 33 копейки в месяц.
Получается, чтобы накопить 80 рублей, ему нужно было во всем себе отказывать в течение, грубо говорят, трех месяцев.
Александр Ужанков: Но почему-то Акакий Акакиевич копит целый год. Хотя, если мы еще внимательнее прочтем повесть, то узнаем, что в кубышке-то уже было около сорока рублей, значит, копить ему нужно было полтора-два месяца. А если мы еще более внимательно будем читать текст Гоголя, то выясним, что к празднику Акакию Акакиевичу должны были дать премию в размере жалования, и дали даже не тридцать, а шестьдесят рублей. Сорок в кубышке плюс шестьдесят премия, получается сто. Так зачем же он копил целый год, отказывая себе во всем? А дело в том, что его духовно согревала "вечная идея будущей шинели". Вечная идея - это то, что руководит человеком и человечеством в настоящее время. У каждого есть образ своей шинели.
Но когда шинель похитили, и Акакий Акакиевич, не пережив это, умирает, то после него ничего не остается. Почему же душа Башмачкина возвращается на землю в виде приведения? Потому что в Евангелии сказано "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". В "Шинели" Гоголь пытается заставить читателя поразмышлять - есть ли смысл в том, чтобы привязываться к земным вещам? Может быть, гораздо правильнее собирать сокровища на небе, "где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут".
А сам Гоголь насколько был привязан к земному? Судя по его биографии, он был человеком невероятно скромным, я бы даже сказал скучным - на дуэлях не дрался, на войну не ходил, с либералами не заигрывал, в головокружительных историях любви тоже не замечен.
Александр Ужанков: Гоголь - "духом схимник сокрушенный", он монах в миру. Да, сначала он думал об актерской карьере, был чиновником, был преподавателем в Санкт-Петербургском университете, но все-таки стал писателем. Причем Николай Васильевич осознанно берет на себя миссию духовного наставника. А значит, он должен жить так, как проповедует. После того, как Гоголь покинул родительский дом, у него не было своего имущества, он ютился или на съемных квартирах, или у своих друзей, или в отелях, когда уезжал заграницу, но он ничего не стяжал, все его богатства - это саквояж, в котором были необходимые для гигиены вещи, сменное белье да рукописи - вот и все.
Сегодня как никогда актуален вопрос - Гоголь писатель русский или украинский?
Александр Ужанокв: Гоголь - русский писатель. Чтобы это понять, откроем одно из самых русских сочинений писателя - "Тарас Бульба", и увидим здесь много скрытых цитат из… "Слова о полку Игореве". В частности, Гоголь вслед за древнерусским автором в одном и том же значении употребляет выражение "Русская земля". Давайте вспомним, что говорят казаки в "Тарасе Бульбе", погибая на поле брани? Мосий Шило: "Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь". Погибающий на копье Степан Гуска: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля". Молодой казак Кукубенко: "Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!" А что говорит Тарас Бульба, когда огонь уже лижет его тело? "Придет время, будет время, узнаете вы, что такое Православная Русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой Царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!"
Для Гоголя было очевидно, что "русский" и "православный" это синонимы, и что Русская земля - это огромное пространство, находящиеся под покровом Богородицы и самого Бога. И для Николая Васильевича было важно показать, что за эту землю, за эту веру и за своих товарищей люди готовы отдавать жизнь.
В этой же повести мы видим, к чему приводит предательство Русской земли и выбор европейского пути. Ведь, если даже поверхностно, не вдаваясь в духовные пласты повести, разобрать образ Андрея - то он выбрал польскую панночку, добровольно отказавшись от братьев своих и отца, от своего Отечества. И "пропал казак". Но самое главное, что подчеркивается Гоголем - не видать больше Андрею Церкви Божией. Интересно, кстати, что Андрей в начале повести назван "собачьим сыном", а погибает, как "подлая собака".
Нам сегодня надо внимательно и глубоко перечитывать Гоголя, чтобы ответить не только на вопросы о нем самом, но и о нас с вами.
Известно, что самое известное произведение Гоголя "Мертвые души" корнями уходит в "Божественную комедию" Данте. Поэма Гоголя - попытка показать русский ад, или русский рай?
Александр Ужанков: "Мертвые души" действительно опираются на "Божественную комедию". Как и Данте, Гоголь хотел сделать свою поэму трехчастной, чтобы показать русский ад, чистилище и русский рай. Но уже второй том у Гоголя не получается таким, каким он его задумывал. То ли потому что понятия чистилища нет в православной традиции, то ли потому что из под пера Гоголя не выходили положительные персонажи, то есть те, кто уже чистилище прошел, очистился.
А мог ли Гоголь написать третью часть, то есть рай? Это даже теоретически представить себе невозможно. В русской литературе XIX века идеальных героев нет. Как заметил Достоевский - идеальный только Христос. Сам Федор Михайлович попытался создать образ максимально приближенный к этому, это князь Мышкин, но и у него не получилось. Идеальные были святые в житиях, потому что они шли путем Христа, повторяли его подвиг.
Есть еще одна причина, почему "Мертвые души" не были закончены. Духовный наставник Гоголя, корреспондент его писем и строгий судья его сочинений протоиерей Матфей Константиновский, заметил ему, что за каждое слово придется отвечать перед Богом на Страшном суде. Под этим надо отчетливо понимать, как его слово отзовется у читателей, спровоцирует на размышление, подтолкнет к духовному росту или же ввергнет в пессимизм. Вероятно, Гоголь честно ответил сам себе на вопрос духовника и сжег второй том.
В этом томе был показан дьявол без хвоста и рогов, это юристконсульт - на вид симпатичный малый, но любая нечистая сила перед ним бледнеет. Это то, что мы сегодня видим сплошь и рядом, и уже не только в книгах или в кино, но и в новостях…
Александр Ужанков: Дьявол без рогов и без хвоста появляется у Гоголя даже раньше - в "Портрете". И снова здесь главной страстью, которой дьявол ловит в свои сети - является стяжательство, деньги - самое опасное орудие врага рода человеческого. Но в "Портрете" художник сумел справиться со страстями и сумел преобразиться. Гоголь всегда показывает путь к спасению, дает механизмы преодоления зла, этим он тоже может быть интересен и важен современному человеку.
А что касается дьявола, воплотившегося в человека, то образ этот в мировой культуре был еще до Гоголя. Мы его встречаем в "Фаусте" Гете, например. И он есть в средневековых легендах многих европейских народов.
Выставка "Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)"Гоголь своим главным трудом считал "Выбранные места из переписки с друзьями"? Что мы до сих пор не прочитали в этой книге?
Александр Ужанков: Для Гоголя эта книга о духовном восхождении. "Выбранные места" начинаются с исповеди перед Великими постом, дальше идут высокопостные чтения, а заканчивается книга главой "Светлое Воскресение", то есть Пасхой. По такой духовной лестнице, по мнению писателя, должен восходить читатель.
Здесь мы возвращаемся к началу нашего разговора - Гоголь никогда не был праздным писателем, который бы просто развлекал читателя занимательными сюжетами. Кто-то скажет, а как же "Ревизор"? Но давайте посмотрим на последнюю сцену этой комедии, где все замерли - это же сцена Страшного суда. Не зря одна из первых постановок "Ревизора" проходила в полночь в монастыре, и автор призывал режиссера тянуть как можно дольше ее финал - потому что никто не знает, когда придет настоящий Судья, но хорошо известно из Евангелия, что судить человечество Бог будет в том, в чем застанет.
В "Выбранных местах из переписки с друзьями" Гоголь дает наставления, как жить так, чтобы было не страшно встретить Судью. Это наставления и писателям, художникам, и молодой даме, и молодому помещику… Это напоминает те послания, которые Оптинские старцы, с которыми он и сам был знаком, рассылали своим духовным чадам по всей стране. Гоголь рассматривает своих читателей именно как духовных чад. По сути дела, "Выбранные места" - это его духовное завещание.
День рождения Гоголя традиционно выпадает на Великий пост, поэтому, если вдруг кому-то захочется на волне очередного внимания к писателю перечитать что-нибудь из его произведений, то "Выбранные места" будут весьма кстати.