Как пояснили в архиве, сочинение датируется XVI веком и "сообщает об истории Великого княжества Литовского как части православного славянского мира, вплетая сведения о литовских князьях в общерусский контекст, возводимый к князю Владимиру Святому и крещению Руси".
"Летопись была обнаружена в 1822 году славистами И.Н.Даниловичем (1788-1843) и М.К.Бобровским (1784-1848) в библиотеке Супрасльского Благовещенского монастыря (территория современной Польши)", - уточняет организатор выставки, младший научный сотрудник СПбИИ РАН Иван Басов.
В конце рукописи имеется такая запись переписчика: "Исписан сии летописець в лето 7028, луна 17, индикта 9, октября 6, на паметь святого апостола Фомы замышлениемь благоверного и христолюбивого князя Симиона Ивановича Одинцевича его милости на здорове и на щастье и на жизнь вечную, на отпущение грехов".
Помимо даты (1519 год) переписчик сообщил имя своего покровителя - князя из рода Одинцевичей, ведущих свою генеалогию от великого князя киевского Михаила Черниговского.
"Наряду с Никифоровской, Академической и Уваровской летописями, Супрасльская рассматривается историками как список единого летописного свода, условно обозначаемого как "Белорусско-литовская летопись 1446 года". Предполагается, что составленный во второй четверти XV века свод стал первым общим летописным сводом Великого княжества Литовского", - информирует Иван Басов.
Рукопись состоит из трех частей. Первая представляет собой сборник разных летописей, включая Новгородскую первую летопись и Повесть временных лет. Этот раздел посвящен истории восточных славян начиная с языческого периода и до XVI века.
Вторая часть является биографической, она целиком посвящена жизни великого литовского князя Витовта (ок. 1350-1430 гг.). Третья часть тоже литовская - она описывает события, которые происходили в период от возникновения династии Гедиминовичей в XIV веке и до взятия поляками Каменца в 1434 году.
Уникальный документ размером 20,5 х 15,5 см содержит 176 листов и хранится в коллекции рукописных книг. Судя по описанию, основной текст написан полууставом, преимущественно одним почерком, но в нем присутствуют цветные киноварные заставки и инициалы.
Поля испещрены маргиналиями, то есть рисунками и записями, комментариями и толкованиями, что свидетельствует о большом интересе к рукописи в прошедшие века. Маргиналии датированы XVI-XVIII веками, выполнены они не только на русском, но и на польском и латинском языках.
Организаторы пояснили, что выставка приурочена к празднованию Дня славянской письменности и культуры, который также является Днем памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.
Супрасльскую же летопись эксперты называют не просто уникальным памятником славянской письменности, но "бесценным плодом с одного из многих ветвей того древа, каковое было посажено братьями из Салоник и их учениками в IX веке".
Кирилл и Мефодий - святые равноапостольные просветители славян, родились в городе Солуни в Македонии, где жил их отец Лев, занимавший высокую военную должность. Мефодий был старшим из восьми братьев. Братья считаются не только создателями старославянской азбуки и церковнославянского языка, но и проповедниками христианства.