Тема давно интересовала уральских ученых, так, например, их первые наработки позволили понять, как формировался и изменялся корпус руководителей горнозаводского ведомства. Оказалось, в Екатеринбурге выращивали свои кадры, что было совсем не характерно для провинций. Василий Татищев и Вильгельм де Геннин заложили прочные основы образования в заводе-крепости, в том числе и специализированные учебные заведения: немецкую и латинскую школы, школу знаменования (чертежную).
Как считают специалисты, на Урал привлекали выпускников столичных школ (Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной, Морской академии и др.). В этом смысле Екатеринбург был едва ли не самым образованным провинциальным городом в период правления Петра I.
Кроме того, в бок о бок трудилось немало иностранцев - мастеров, которые приехали с Генниным с Олонецких заводов (современный Петрозаводск) и новонанятые контрактеры (к примеру, врачи, мастеровые). Среди них преобладали немцы (особенно саксонцы), но были и шведы, поляки. По конфессиональной принадлежности среди иностранцев большинство было за протестантами-лютеранами, но встречались кальвинисты и католики.
- За первые 10 лет существования через Екатеринбург приехало и уехало порядка 60 иностранцев мужского пола. Для не столичного города тех времен с населением от 500 до 2000 человек это очень много. Значительная часть из них работали в самом Екатеринбурге, другие распределялись по заводам Екатеринбургского ведомства, - поясняет заведующий лабораторией эдиционной археографии УрФУ Дмитрий Редин.
Екатеринбург состоял из двух общностей - мастеровые и работные люди, горные офицеры, разного рода начальники, то есть люди, непосредственно связанные с производством и заводским управлением. И вторая общность - люди, которые жили при Екатеринбурге, но напрямую не были связаны с заводом, не работали там и не служили в конторах. Они обслуживали заводских, поставляли им продукты питания, предметы быта и обихода.
Формировалась эта общность из окрестных (например, шарташских) и пришлых крестьян, купцов, освобожденных ссыльных, отставных мастеровых и пр. Они закладывали основу гражданской городской общины.
Ученые склонны считать, что существующий пробел знаний о людях, живших в Екатеринбурге связан с тем, что переписи того времени не были всеобщими и проводились с разными промежутками в 15-20 лет, учитывали только тяглое мужское (платившее налоги) население, не всегда учитывали детей и никогда не учитывали женщин.
Кроме подушных местные власти проводили различные ведомственные переписи. Все материалы этих разнородных переписей очень трудны для сравнения, в том числе из-за разной структуры переписных формуляров, разных систем учета.
- На сегодня в литературе нет даже точных данных о численности населения Екатеринбурга, его половозрастной и социальной структурах. У нас есть результаты семи различных переписей за этот период, данные по которым мы попытаемся систематизировать и проанализировать, выявить для начала динамику населения.
В идеале - выявить причины демографических изменений: за счет внешнего притока людей или внутренних процессов происходили демографические колебания, попытаться получить максимально полную картину половозрастного состава", - поделился Дмитрий Редин.
По его словам, общественное устройство было сложным и дробным, организованным из многочисленных внутрисословных страт. Итогом огромной работы должна стать база данных населения Екатеринбурга.
Среди прочего ученые планируют провести антропологическую реконструкцию внешнего вида обитателей города. Во время реконструкций улиц Свердлова - Карла Либкнехта были вскрыты старейшие кладбища. По сохранившимся останкам ученые смогут восстановить облик нескольких женщин и мужчин того времени, увидеть их антропологические особенности.