23 июня 1917 года.
Сегодня я имел честь получить предписание от командира 291 полка с приказанием немедленно отправиться в распоряжение начальника штаба 15-го армейского корпуса на пополнение частей корпуса. Завтра едем компанией в Святые Горы и село Михайловское. Наконец я удостоюсь увидеть то место, где некогда поэт проводил время, где он писал свои стихи, которые мы сейчас читаем с любовью.
Пр(апорщик). Колеватов. Действующая армия. Опочка.
Поездка в Святые Горы, Михайловское и Тригорское. Были 24 июня 1917 г. перед отправкой на фронт.
Когда я был еще школьником, я любил читать стихи А. С. Пушкина. Мне, малышу, нравились его "Бесы" и "Няня"; я выучил эти стихотворения наизусть и любил декламировать каждому, кто приходил в наш дом.
В 11/2 часов дня мы компанией выехали из Опочки и после двухчасового сидения в вагоне прибыли на станцию Тригорская. Здесь нужно было покинуть поезд и идти пешком версты 4 до местечка Святые Горы. Мы сначала зашли в монастырскую гостиницу и оставили там свое платье.
Могила почему-то не убрана, и памятник заброшен, видимо, нет такого человека, который бы следил за порядком на могиле, украшал бы ее и не допускал бы туристов до писания своих фамилий на стенках ограды. Крест на обелиске памятника сорван, а новый водрузить почему-то не хотят. Стыдно жителям Святогорска держать место успокоения великого певца в забросе, стыд и тем пришельцам, которые не могут воздержаться от марания надписями белых мраморных стен ограды.
От памятника мы пошли в магазин и накупили открыток с видами достопримечательностей Святых Гор, отправились осматривать читальню имени А. С. Пушкина и юбилейные венки, преподнесенные и возложенные на могилу Пушкина. В Михайловское мы прибыли в 6 часов вечера, сразу попали в парк. Домик (няни) хорошо сохранился, внутри мебели не имеется, лишь стоит биллиард, на котором играл Пушкин, и обрубок одной из трех сосен, что поэт воспел в своем стихотворении "Три сосны".
От домика бабушки мы пошли к дому, в котором жил Александр Сергеевич, где находится гипсовая маска, снятая с лица поэта, бюсты, все издания стихотворений и журнал "Современник", в котором помещал свои стихи Пушкин. В одном из зал висит во всю стену картина художника Рехенмахера "Под одним плащом"2. На ней изображен серый петроградский день, на заднем плане виден город и памятник Петру Великому, а на переднем (плане) Пушкин и Мицкевич, накрытые одним красным плащом. Пушкин в левой руке держит руку Мицкевича, а в правой цилиндр и указывает (им) куда-то в пространство, глядя вдохновенным взором на все окружающее. А Мицкевич оперся подбородком на левую руку (после восстановления картины рука на картине будет прижата к груди. - Авт.) и, опустивши голову, смотрит задумчиво вниз. Картина довольно красивая и на меня произвела громадное впечатление. Дом этот скорее модель с настоящего дома Пушкина, потому что оригинал недавно во время пожара сгорел.
В 8 часов мы покинули село Михайловское, провожаемые старушкой писательницей Варварой Васильевной3, которая так приветливо нас встретила, все показала, все объяснила и на прощание позволила на память о Михайловском нарвать цветов жимолости, а прапорщику Харитонову даже лично передала розу. Она объяснила это тем, что он уж слишком обратил ее внимание своим грустным видом.
Из Михайловского мы пошли в Тригорское, идти до Тригорского недолго, всего лишь три версты. В Тригорское пришли поздненько, солнце уже закатилось, и сразу попали в гости к помещице Пальмовой4, встретив радушный прием. Нас напоили и накормили, а потом мы в сопровождении дочки Пальмовой Лиды5 пошли осматривать парк. Она нам показала так называемый диван "Онегин", сидя на котором любовался чудной панорамой Александр Сергеевич, так как этот диван стоит на краю возвышенности, с которой открывается вид на окружающую местность и на голубую Сороть.
Потом смотрели фундамент "белой бани", где некогда, за неимением места, устраивал свои пирушки со своими товарищами поэт. Внутри березы, в стволе этой березы, имеется маленькое отверстие, вероятно ведущее в дупло. В это отверстие, будто бы, Пушкин когда-то опустил грош. Этим и закончился наш осмотр. Посидели недолго на терраске дома.
Утром встали в девять часов, скорее обежали снова все парки, нарвали белых кувшинок в пруду. В 12 часов сели на поезд, в 2 были в Опочке. Я вполне доволен остался этой поездкой и всю жизнь буду помнить хорошо проведенное время в Святых Горах, Михайловском и Тригорском в обществе хороших товарищей.
25 июня 1917 года. Опочка. Действующая армия. Пр(апорщик) Колеватов.
Автора записки о пребывании в пушкинских местах так впечатлила увиденная картина "Под одним плащом", что он написал одноименное стихотворение:
- На заднем плане виден Питер,
- Покрытый пасмурною мглой,
- И Петр на бронзовом гиганте
- С высоко поднятой рукой.
- А на переднем двое смертных
- Идут, покрытые плащом:
- Один, свой взор поднявши к небу,
- Должно быть, видит жизнь во всем.
- Другой, потупив в землю очи,
- Идет за спутником своим,
- Рукой держась за подбородок,
- Как бы тоскою одержим.
- С лицом восторженным - наш Пушкин,
- Всю жизнь свою любивший стих,
- Отдавший душу свою музе,
- На все готовый ради их.
- Соч. Колеватов. 25 июня 1917 г. Опочка.
Товарищи звали его "Кена"
Что мы знаем об авторе трогательных воспоминаний
106 лет дневнику Иннокентия Федоровича Колеватого, хранящемуся в фондах Красноярского краевого краеведческого музея. Облаченная в твердый картон с коленкоровым переплетом тетрадь не сохранила авторское название, осталась лишь надпись по верхнему краю обложки, с трудом читаемая:
"Прислана Укомом РКП(б) из Минусинска в память погибшего борца революции Колеватого Иннокентия. На первой вводной странице дневника запись "Не убий!".
Что же удалось узнать об авторе?
Уроженец Вятской губернии, "горою стоял за Сибирь, за что и был прозван товарищами "вятским сибиряком". Добрая, восприимчивая, увлеченная натура. Неплохо рисовал. Увлекался поэзией. На отдельных листах дневника стихотворения Афанасия Фета "Я приду к тебе с приветом" и одного из самых печальных поэтов России - Семена Надсона "Надо жить", которым бредила русская молодежь. Рядом с классиками - 18 стихов самого Колеватова. А еще прощальные надписи его товарищей накануне отправки на фронт, четыре письма "юных страстей первого пыла" к девушке, копии военных сводок, приказов, листовок...
Иннокентий Федорович Колеватов был мобилизован в 1916 году. Ранней весной 1917-го отправлен на офицерские курсы в Торжок. Затем снова курсы - в уже знакомом нам по дневнику городке Опочка Псковской губернии. И 30 июня в 12 часов дня из Полоцка - на фронт.
Военные будни на Западном фронте. Командир 7-й роты 32-го Кременчугского полка делает невеселые записи в дневнике:
"Сыро и неприветливо в окопах... Хочется хоть чем-нибудь скрасить тяжелую окопную жизнь, но нечем. Хочется, чтобы кто-нибудь подошел к тебе и добрым словом заставил на миг забыть тяжелую действительность. Хочется, чтобы кто-нибудь снял с жителя окопов тень уныния и влил в него надежду на скорый всеобщий мир. Кена. 28 июля 1917 года. Позиции".
25 августа 1917 года последняя запись. Фронт 15-го армейского корпуса прорван немцами, началось отступление и отказ русских солдат служить царю земному.
Потом был Минусинск, где Колеватов оказался в конце 1917 года. В декабре вступил в члены Союза трудящейся молодежи, созданного под влиянием большевиков. Успел поработать на ниве просвещения. В конце июня 1918-го, когда город заняли белые, участвовал в уличных боях. Убит в перестрелке. По другой версии - расстрелян казаками. На излете молодости, в 23 года...
Сегодня могила Иннокентия Федоровича Колеватова внесена в реестр объектов культурного наследия города, его именем названа одна из улиц в Минусинске. Иннокентий, Кеша, Кена, как звали его товарищи и любимая девушка...
- 1. 180-летие со дня гибели А.С. Пушкина.
- 2. Рехенмахер В.О., псковский художник, автор картины "Пушкин и Мицкевич у памятника Петру Великому" (1913). Сюжетом послужил спор русофоба Адама Мицкевича с А.С. Пушкиным, в котором польский поэт отрицал право на существование ненавистного ему Санкт-Петербурга. Ответом ему был "Медный всадник" Пушкина, обосновавшего необходимость строительства столицы Петром I, исходя из военной и экономической необходимости. В 1918 г. работа Рехенмахера сгорела вместе с имением "Михайловское". Накануне Великой Отечественной войны художник восстановил свою картину для музея.
- 3. Тимофеева Варвара Васильевна (1850 - 1931), прозаик, автор дневниковых записей "Шесть лет в Михайловском". Проживала с 1911 г. рядом с имением в Колонии для престарелых литераторов; занималась изучением истории пушкинских мест. Рукопись записок хранится в ИРЛИ, не публиковалась. В ней она опишет сожжение и разграбление Михайловского и Тригорского имений в феврале 1918 г.; разбиты бюст и копия посмертной маски А.С. Пушкина, расколота доска его биллиарда, сожжена карета поэта; прижизненные издания книг и журналов из библиотеки поэта будут преданы огню.
- 4. Пальмова Анна Сергеевна. Жена Пальмова Михаила Ивановича, бывшего управляющего "Тригорское" при А.Н. Вульфе. В указываемое время являлись арендателями имения.
- 5. Пальмова (в замуж. Пыпина) Елизавета (а не Лидия - сост.) Михайловна. Позднее передаст в музей фотографии и документы, собранные ее отцом для музея.