издается с 1879Купить журнал

"Стыдно жителям Святогорска держать место упокоения в забросе..."

Дневник прапорщика Иннокентия Колеватова, заехавшего летом 1917 года в Михайловское перед отправкой на фронт

Святогорский монастырь и могила поэта.

Святогорский монастырь и могила поэта.

23 июня 1917 года.

Сегодня я имел честь получить предписание от командира 291 полка с приказанием немедленно отправиться в распоряжение начальника штаба 15-го армейского корпуса на пополнение частей корпуса. Завтра едем компанией в Святые Горы и село Михайловское. Наконец я удостоюсь увидеть то место, где некогда поэт проводил время, где он писал свои стихи, которые мы сейчас читаем с любовью.

Пр(апорщик). Колеватов. Действующая армия. Опочка.

На могиле Пушкина. 1902 год.

Поездка в Святые Горы, Михайловское и Тригорское. Были 24 июня 1917 г. перед отправкой на фронт.

Когда я был еще школьником, я любил читать стихи А. С. Пушкина. Мне, малышу, нравились его "Бесы" и "Няня"; я выучил эти стихотворения наизусть и любил декламировать каждому, кто приходил в наш дом.

В 11/2 часов дня мы компанией выехали из Опочки и после двухчасового сидения в вагоне прибыли на станцию Тригорская. Здесь нужно было покинуть поезд и идти пешком версты 4 до местечка Святые Горы. Мы сначала зашли в монастырскую гостиницу и оставили там свое платье.

В. Серов. Пушкин в парке. 1899 год. Фото: РИА НОВОСТИ

Могила почему-то не убрана, и памятник заброшен, видимо, нет такого человека, который бы следил за порядком на могиле, украшал бы ее и не допускал бы туристов до писания своих фамилий на стенках ограды. Крест на обелиске памятника сорван, а новый водрузить почему-то не хотят. Стыдно жителям Святогорска держать место успокоения великого певца в забросе, стыд и тем пришельцам, которые не могут воздержаться от марания надписями белых мраморных стен ограды.

От памятника мы пошли в магазин и накупили открыток с видами достопримечательностей Святых Гор, отправились осматривать читальню имени А. С. Пушкина и юбилейные венки, преподнесенные и возложенные на могилу Пушкина. В Михайловское мы прибыли в 6 часов вечера, сразу попали в парк. Домик (няни) хорошо сохранился, внутри мебели не имеется, лишь стоит биллиард, на котором играл Пушкин, и обрубок одной из трех сосен, что поэт воспел в своем стихотворении "Три сосны".

От домика бабушки мы пошли к дому, в котором жил Александр Сергеевич, где находится гипсовая маска, снятая с лица поэта, бюсты, все издания стихотворений и журнал "Современник", в котором помещал свои стихи Пушкин. В одном из зал висит во всю стену картина художника Рехенмахера "Под одним плащом"2. На ней изображен серый петроградский день, на заднем плане виден город и памятник Петру Великому, а на переднем (плане) Пушкин и Мицкевич, накрытые одним красным плащом. Пушкин в левой руке держит руку Мицкевича, а в правой цилиндр и указывает (им) куда-то в пространство, глядя вдохновенным взором на все окружающее. А Мицкевич оперся подбородком на левую руку (после восстановления картины рука на картине будет прижата к груди. - Авт.) и, опустивши голову, смотрит задумчиво вниз. Картина довольно красивая и на меня произвела громадное впечатление. Дом этот скорее модель с настоящего дома Пушкина, потому что оригинал недавно во время пожара сгорел.

Дом П.А. Осиповой в Тригорском.

В 8 часов мы покинули село Михайловское, провожаемые старушкой писательницей Варварой Васильевной3, которая так приветливо нас встретила, все показала, все объяснила и на прощание позволила на память о Михайловском нарвать цветов жимолости, а прапорщику Харитонову даже лично передала розу. Она объяснила это тем, что он уж слишком обратил ее внимание своим грустным видом.

Посмертная маска поэта. Фото: РИА Новости

Из Михайловского мы пошли в Тригорское, идти до Тригорского недолго, всего лишь три версты. В Тригорское пришли поздненько, солнце уже закатилось, и сразу попали в гости к помещице Пальмовой4, встретив радушный прием. Нас напоили и накормили, а потом мы в сопровождении дочки Пальмовой Лиды5 пошли осматривать парк. Она нам показала так называемый диван "Онегин", сидя на котором любовался чудной панорамой Александр Сергеевич, так как этот диван стоит на краю возвышенности, с которой открывается вид на окружающую местность и на голубую Сороть.

Варвара Васильевна Тимофеева (Майкова)

Потом смотрели фундамент "белой бани", где некогда, за неимением места, устраивал свои пирушки со своими товарищами поэт. Внутри березы, в стволе этой березы, имеется маленькое отверстие, вероятно ведущее в дупло. В это отверстие, будто бы, Пушкин когда-то опустил грош. Этим и закончился наш осмотр. Посидели недолго на терраске дома.

Утром встали в девять часов, скорее обежали снова все парки, нарвали белых кувшинок в пруду. В 12 часов сели на поезд, в 2 были в Опочке. Я вполне доволен остался этой поездкой и всю жизнь буду помнить хорошо проведенное время в Святых Горах, Михайловском и Тригорском в обществе хороших товарищей.

25 июня 1917 года. Опочка. Действующая армия. Пр(апорщик) Колеватов.

Автора записки о пребывании в пушкинских местах так впечатлила увиденная картина "Под одним плащом", что он написал одноименное стихотворение:

  • На заднем плане виден Питер,
  • Покрытый пасмурною мглой,
  • И Петр на бронзовом гиганте
  • С высоко поднятой рукой.
  • А на переднем двое смертных
  • Идут, покрытые плащом:
  • Один, свой взор поднявши к небу,
  • Должно быть, видит жизнь во всем.
  • Другой, потупив в землю очи,
  • Идет за спутником своим,
  • Рукой держась за подбородок,
  • Как бы тоскою одержим.
  • С лицом восторженным - наш Пушкин,
  • Всю жизнь свою любивший стих,
  • Отдавший душу свою музе,
  • На все готовый ради их.
  • Соч. Колеватов. 25 июня 1917 г. Опочка.

Товарищи звали его "Кена"

Что мы знаем об авторе трогательных воспоминаний

106 лет дневнику Иннокентия Федоровича Колеватого, хранящемуся в фондах Красноярского краевого краеведческого музея. Облаченная в твердый картон с коленкоровым переплетом тетрадь не сохранила авторское название, осталась лишь надпись по верхнему краю обложки, с трудом читаемая:

"Прислана Укомом РКП(б) из Минусинска в память погибшего борца революции Колеватого Иннокентия. На первой вводной странице дневника запись "Не убий!".

Что же удалось узнать об авторе?

И.Ф. Колеватов. 1917 год.

Уроженец Вятской губернии, "горою стоял за Сибирь, за что и был прозван товарищами "вятским сибиряком". Добрая, восприимчивая, увлеченная натура. Неплохо рисовал. Увлекался поэзией. На отдельных листах дневника стихотворения Афанасия Фета "Я приду к тебе с приветом" и одного из самых печальных поэтов России - Семена Надсона "Надо жить", которым бредила русская молодежь. Рядом с классиками - 18 стихов самого Колеватова. А еще прощальные надписи его товарищей накануне отправки на фронт, четыре письма "юных страстей первого пыла" к девушке, копии военных сводок, приказов, листовок...

Иннокентий Федорович Колеватов был мобилизован в 1916 году. Ранней весной 1917-го отправлен на офицерские курсы в Торжок. Затем снова курсы - в уже знакомом нам по дневнику городке Опочка Псковской губернии. И 30 июня в 12 часов дня из Полоцка - на фронт.

Военные будни на Западном фронте. Командир 7-й роты 32-го Кременчугского полка делает невеселые записи в дневнике:

"Сыро и неприветливо в окопах... Хочется хоть чем-нибудь скрасить тяжелую окопную жизнь, но нечем. Хочется, чтобы кто-нибудь подошел к тебе и добрым словом заставил на миг забыть тяжелую действительность. Хочется, чтобы кто-нибудь снял с жителя окопов тень уныния и влил в него надежду на скорый всеобщий мир. Кена. 28 июля 1917 года. Позиции".

25 августа 1917 года последняя запись. Фронт 15-го армейского корпуса прорван немцами, началось отступление и отказ русских солдат служить царю земному.

И.Ф. Колеватов. "Доброволица" женского батальона смерти.

Потом был Минусинск, где Колеватов оказался в конце 1917 года. В декабре вступил в члены Союза трудящейся молодежи, созданного под влиянием большевиков. Успел поработать на ниве просвещения. В конце июня 1918-го, когда город заняли белые, участвовал в уличных боях. Убит в перестрелке. По другой версии - расстрелян казаками. На излете молодости, в 23 года...

Сегодня могила Иннокентия Федоровича Колеватова внесена в реестр объектов культурного наследия города, его именем названа одна из улиц в Минусинске. Иннокентий, Кеша, Кена, как звали его товарищи и любимая девушка...

  • 1. 180-летие со дня гибели А.С. Пушкина.
  • 2. Рехенмахер В.О., псковский художник, автор картины "Пушкин и Мицкевич у памятника Петру Великому" (1913). Сюжетом послужил спор русофоба Адама Мицкевича с А.С. Пушкиным, в котором польский поэт отрицал право на существование ненавистного ему Санкт-Петербурга. Ответом ему был "Медный всадник" Пушкина, обосновавшего необходимость строительства столицы Петром I, исходя из военной и экономической необходимости. В 1918 г. работа Рехенмахера сгорела вместе с имением "Михайловское". Накануне Великой Отечественной войны художник восстановил свою картину для музея.
  • 3. Тимофеева Варвара Васильевна (1850 - 1931), прозаик, автор дневниковых записей "Шесть лет в Михайловском". Проживала с 1911 г. рядом с имением в Колонии для престарелых литераторов; занималась изучением истории пушкинских мест. Рукопись записок хранится в ИРЛИ, не публиковалась. В ней она опишет сожжение и разграбление Михайловского и Тригорского имений в феврале 1918 г.; разбиты бюст и копия посмертной маски А.С. Пушкина, расколота доска его биллиарда, сожжена карета поэта; прижизненные издания книг и журналов из библиотеки поэта будут преданы огню.
  • 4. Пальмова Анна Сергеевна. Жена Пальмова Михаила Ивановича, бывшего управляющего "Тригорское" при А.Н. Вульфе. В указываемое время являлись арендателями имения.
  • 5. Пальмова (в замуж. Пыпина) Елизавета (а не Лидия - сост.) Михайловна. Позднее передаст в музей фотографии и документы, собранные ее отцом для музея.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться