По ним можно проследить любопытную историю велосипедного движения в XIX веке, в середине которого стоимость "железного коня" составляла 300-400 рублей. Тогда это было очень дорого, поэтому позволить себе велосипед могли только состоятельные горожане. Для сравнения, килограмм кофе стоил два рубля, а килограмм телячьей вырезки - 70 копеек. Но уже к концу XIX века велосипед мог купить даже почтальон.
"Велосипеды стали замечать на улицах Москвы в 1860-е годы, - уточнили в архиве. - Из-за высокой цены даже к 1880-м годам количество велосипедистов в Москве было невелико: число людей, которые могли позволить себе купить новое средство передвижения и развлечения, составляло не более 100 человек. К тому же на велосипедах было сложно ездить: они были очень тяжелые и тряские".
Тем не менее, движение велосипедистов ширилось, и в 1884 году они решили объединиться в официальное общество. В фондах архива хранится прошение об учреждении "Московского общества велосипедистов-любителей" с проектом его устава и списком членов.
"Самые активные велосипедисты, в число которых входили инженер Владимир Шухов, потомственные почетные граждане Владимир Носов, Константин Осипов и другие известные люди, подали прошение московскому генерал-губернатору Владимиру Долгорукову с просьбой об утверждении устава для основания в Москве "Общества велосипедистов-любителей". Всего в список учредителей общества вошли 11 человек", - пояснили в архиве.
Из проекта устава следовало, что основной целью общества является "распространение употребления велосипеда, как удобного, приятного и практичного средства передвижения", которое к тому же служило "центром сближения для любителей этого спорта".
Велосипед в царской семьеДля сближения члены нового общества планировали проводить собрания, экскурсии, состязания и прочее, что также закреплялось в уставе. Предполагалось, что в общество будут входить как действительные, так и почетные члены.
Последним такое звание могло быть присвоено в силу четко оговоренных причин. Например, почетным членом можно было стать за особые услуги, оказанные обществу, или за его покровительство. Cамо общество могло присвоить почетное звание, желая выразить свое уважение и признательность определенному человеку.
Действительными членами общества могли состоять только велосипедисты не моложе 20 лет и не имеющие профессионального статуса. В примечании к уставу было помечено: профессионалом считается тот, кто ездит на велосипеде за деньги или кто дает уроки платной езды на велосипеде. Словом, любой велосипедист, получавший какую-либо плату за свои навыки езды, любителем считаться не мог, значит, путь в любительское общество ему был закрыт.
Да и другим попасть в его ряды было непросто. Для этого требовалось не только подать прошение, но и представить рекомендации как минимум двух действительных членов общества. Вопрос о вступлении решал специальный комитет, а сам проситель поначалу получал статус кандидата.
Затем происходили своего рода выборы, в ходе которых кандидат должен был набрать определенное количество членских шаров. Если он не достигал необходимого минимума, то в следующий раз баллотироваться в члены общества ему разрешалось не ранее, чем через год. Стоит отметить, что любители были обязаны уплачивать членские взносы.
"Учреждение общества было разрешено, - сообщает Главархив. - Велосипедисты стали ездить по всему городу. Катались в парках и на бульварах. Уже в 1888 году пришлось выпустить специальное распоряжение московского генерал-губернатора Владимира Долгорукова, в котором прогулки на велосипедах разрешались по городским бульварам с наступлением сумерек и до восьми часов утра, по загородным местам можно было ездить круглосуточно.
Тогда же членам Московского общества велосипедистов-любителей разрешили носить во время поездок особый значок на левой стороне груди. Вскоре велосипедистов стало так много, что пришлось снова заниматься разработкой правил дорожного движения для любителей этого вида спорта".