11.06.2024 09:49
Общество

170-летнюю историю завода Хрущева проследили виртуально в Орле

Текст:  Денис Передельский
Государственный архив Орловской области организовал на своем сайте виртуальную историко-документальную выставку "Промышленное наследие купцов Перелыгиных". Она приурочена к 170-летию завода "Текмаш".
Машинное отделение завода Хрущева. Орел, 1916 год. / Из фотоколлекции Государственного архива Орловской области
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Это одно из старейших промышленных предприятий Орла. Свое нынешнее название оно получило в 1930 году, когда была окончательно определена его специализация - выпуск машин для обработки волокна.

"На выставке демонстрируются документы, отображающие основные этапы развития предприятия, историю его переименований от основания завода до 1930 года", - пояснили организаторы.

Одним из виртуальных экспонатов стало свидетельство на устройство чугуноплавильного завода, выданное купцам Перелыгиным, Петру Николаевичу и Алексею Николаевичу, Орловским губернским правлением в 1855 году.

Под завод купцы Перелыгины в 1854 году приобрели земельный участок у провизора К.Б. Рота. Получив свидетельство, они построили чугуноплавильный завод, который впоследствии не раз менял названия и специализацию.

Так, по состоянию на 1858 год завод выпускал чугунные изделия для памятников, ручные веяльные машины, чугунные камины и прочие товары, которые продавались в основном в Орле. Но частично продукция распространялась и по уездным городам.

В составе экспозиции имеется, например, ведомость о заводах Орловского уезда за 1858 год. В ней указан чугунолитейный завод орловского почетного гражданина Перелыгина Алексея Николаевича, "находящийся за Покровской слободой города Орла".

"В 1880 году предприятие перешло в собственность бывшего управляющего завода Федора Гаврилова, - продолжают в архиве. - Он расширил завод, который стал давать ежегодно 3800 пудов чугуна. На заводе отливались детали к конным приводам, молотилкам для мельниц, чугунные ограды".

Усадьбу Василия Поленова адаптировали под смартфоны

Гаврилов тоже стал почетным гражданином города Орла. Это говорит о том важном значении, которое играл завод. В ведомости от 1887 года в качестве владелицы предприятия значится уже вдова Гаврилова Александра Андреевна, которой завод достался по наследству после смерти мужа.

"В это время завод изготавливал изделия чугунного и медного литья, - пояснили организаторы выставки. - В 1891 году Гаврилова сдала завод в аренду купцу Немытову, а в 1899 году продала предприятие Шепелюку. В 1901 году он продал завод инженеру Хрущеву".

Завод начал носить имя Хрущева и сменил специализацию. Он стал автомобильным - инженер наладил выпуск двигателей внутреннего сгорания собственной системы, а во время Первой мировой войны выпускал и снаряды.

В марте 1918 года завод был национализирован и передан в ведение Орловского губсовнархоза. В документах того периода он именуется как "ремонтно-автомобильный завод, бывший Хрущева". До 1921 года завод был разделен на части и функционировал в качестве авторемонтных мастерских, которые были объединены в 5-й государственный авторемонтный завод, а затем - в государственный центральный чугунолитейный завод.

115 лет назад был выпущен первый отечественный серийный автомобиль - легендарный "Руссо-Балт"

В июле 1924 года он был переименован в государственное металло-деревообделочное объединение "Орсельмаш", а 1 февраля 1925 года расформирован из-за убыточности. Однако использовался как литейное отделение для завода имени Медведева, а в 1930 году сначала был выделен в самостоятельный завод №9 по производству машин для первичной обработки волокна, после чего стал "Текмашем".

История Новости Коллекции Москва