Александр Твардовский писал о том времени, имея в виду и Прикамье:
- Урал! Опорный край державы,
- Ее добытчик и кузнец,
- Ровесник древней нашей славы
- И славы нынешней творец.
- Когда на запад эшелоны,
- На край пылающей земли
- Тот груз, до срока зачехленный,
- Столов и гусениц везли, -
- Тогда, бывало, поголовно
- Весь фронт огромный повторял
- Со вздохом нежности сыновней
- Два слова:
- - Батюшка Урал…
Завод №98 имени Кирова (пороховой)
В мае 1943 года первый секретарь обкома ВКП(б) Гусаров сообщал в Москву, что благодаря использованию разработанной на пороховом заводе №98 шнековой технологии стало возможным заменить семь вальцмашин и три пресса Круппа на изобретенный агрегат. Как следствие, снизились затраты на капстроительство заводов нитроглицериновых порохов, брак уменьшился с тридцати до двух процентов. Уменьшился в три раза расход электроэнергии, исчезла необходимость в очень опасной операции вальцевания порохов. Применение шнековой технологии позволяет задействовать на производстве вместо мужчин - женщин и даже девочек-подростков. В связи с этим Гусаров просил снять судимость с инженеров, сотрудников конструкторского бюро Бакаева, Гальперина и еще троих их коллег.
В этом году исполнилось 90 лет с момента выпуска первой партии аммонала на пермском заводе №98. Именно это предприятие в годы войны выдаст львиную долю баллиститного пороха - 80% от всего произведенного в стране. Почти все заряды для "катюш" делались в Перми. Всего их было выпущено более 33 миллионов.
Еще в 30-х годах в Пермь приезжал инженер Александр Бакаев, как его потом называли - "отец русского пороха". Тогда в Советском Союзе возводилось множество предприятий, и место на правом берегу Камы Бакаев предложил для строительства завода по производству нитроглицеринового пороха. Кроме того, здесь наладили выпуск бикфордова шнура.
С началом войны в Прикамье эвакуировали четыре пороховых завода - №59 из Луганской области (тогда Ворошилоградской), №52 из Ленинградской области, №101 из Ростовской области и №6 из Шлиссельбурга. Все они влились в пермский завод №98.
Производство расширялось очень быстро. Строились цеха, устанавливали оборудование, а фронт уже требовал порохов. После эвакуации заводов с западных районов СССР, кроме Перми, их практически нигде уже не делали.
Летом 1941 года ситуация была крайне тяжелой. Станки, прессы лежали под открытым небом, не было рабочих - большую часть призвали в армию. На работу брали подростков. Кстати, для их обучения инженеры рисовали специальные картинки-пособия, где были нарисованы все производственные операции. А планы по выпуску были огромные. Их ставили не в зависимости от мощности предприятия, а ориентируясь на запросы фронта. Так, кстати, было на всех заводах Советского Союза в то время.
Не хватало хлопковой целлюлозы, стали применять древесную, брали ее в соседнем Краснокамске, на местном ЦБК. Научную работу на заводе №98 вела группа под руководством Александра Бакаева и Давида Гальперина. Они были ранее осужденными и за ними надзирало НКВД. Однако именно их бюро совершило прорыв в изготовлении порохов, разработав и внедрив новую технологию непрерывного производства с применением шнек-прессов. Выработка баллиститных порохов выросла и одновременно значительно уменьшилось количество брака, в который ранее уходило примерно 40% продукции. Немцы, ошарашенные применением "катюш", пытались создать свои системы залпового огня, но у них не получалось изготовить пороховые заряды для них. Они делали огромные прессы, но такого качества порохов, как в Перми, достичь немцы не смогли.
Сейчас мало кто знает о роли Веры Балковой в создании пороховых зарядов для "катюш". Она начала работать в Шлиссельбурге на заводе №6 после института, и вскоре возглавила там опытный пороховой цех. Под ее руководством и создавались пороховые шашки для гвардейских минометов. В апреле 1941 года Балкова вместе с группой работников была отправлена на пороховой комбинат в Ростовскую область, а после начала войны уехала в Пермь. Здесь эта хрупкая красивая женщина, обладавшая огромной работоспособностью, вскоре возглавила отдел промышленности боеприпасов обкома ВКП(б). Позже Балкову назначили заместителем первого секретаря обкома. По сути, она руководила всей промышленностью Прикамья в годы войны. Она могла позвонить самому Берии и потребовать у него помощи, на что не решались даже сталинские наркомы.
А всего за время войны производство порохов увеличилось в 43 раза. За свою работу Бакаев и Гальперин уже после 1945 года были дважды удостоены Сталинской премии.
Также в начале войны в Прикамье начали строить еще один пороховой завод - в Соликамске. В справке Молотовского обкома ВКП(б) от 7 ноября 1941 года говорилось: "В Соликамске приступлено к закладке фундаментов под основные производственные здания. Техническая документация готовится на месте". Тут же сообщалось о предприятиях, эвакуированных на завод №98: "Завод №6. Оборудование двух цехов черных порохов. Один цех уже восстановлен и работает на полную мощность. Завод №52. Оборудование цеха безгазовых порохов восстановлено и работает на полную мощность".
За высокие показатели работы во время войны пермский пороховой завод в апреле 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.
Завод №19 имени Сталина (авиамоторный)
Так случилось, что в первые месяцы войны пермский завод оказался единственным в Советском Союзе, где выпускались авиационные моторы. А они были нужны как воздух.
Проблема авиамоторов в СССР не решалась много лет еще до войны. Технические характеристики имеющихся двигателей не удовлетворяли советские ВВС. К тому же никто не мог определиться, какие делать моторы - с жидкостным или воздушным охлаждением.
В январе 1941 года на имя Сталина из Перми было направлено письмо, что на заводе №19 по инициативе конструкторского бюро построен авиамотор М82. Он позволит самолетам конструкций Поликарпова и Сухого (истребители) развивать скорость свыше 650 километров в час. Также двигатель пригоден и для самолетов других конструкторов. Сталина просили разрешить начать выпуск этих моторов. Заводчане ручались за его надежность и перспективность. В это время на предприятии пытались наладить выпуск моторов АМ-35А конструктора Микулина. Но процесс не заладился.
В мае 1941 года первый секретарь обкома ВКП(б) Гусаров и главный конструктор завода доложили лично Сталину, что необходимо выпускать М-82. После совещания политбюро было решено запустить этот авиамотор в производство для установки его на Су-2, Ту-2 и И-185. Он пошел в серию в конце мая 1941 года, и на его основе было создано целое семейство авиадвигателей.
После начала войны на Урал стали прибывать эшелоны с эвакуированными заводами. В июле 1941 года к заводу №19 был присоединен завод №462 из Днепропетровска по производству поршневых колец. Затем сюда же прибыли заводы №295, №135 и №450.
Конечно, была неразбериха, путаница. Например, хотя завод из Днепропетровска прибыл еще в июле, производство колец не было начато даже в октябре. Завод №135 прибыл хотя и почти со всем оборудованием, но оно оказалось закоррозировано. К тому же руководители эвакуированных предприятий конфликтовали с местными директорами, порой не желая им подчиняться. А надо было решать множество вопросов - с размещением оборудования, жильем для рабочих, запчастями и так далее.
Постепенно все утрясалось. В 1942 году директором завода был назначен Анатолий Солдатов, очень жесткий руководитель. Так, он снял бронь с начальника одного из цехов, посмевшего ему возразить. Того немедленно отправили на фронт, где он и погиб.
На заводе №19 во время войны работали тысячи рабочих, из них семь тысяч - подростки, самым младшим было 11 лет. Для них построили юнгородок - 77 домов барачного типа. Кстати, в бараках жил тогда каждый второй рабочий завода. Уже стала легендарной история, когда суровый директор Солдатов премировал лучших рабочих из числа подростков банками с вареньем.
Несмотря на все трудности, завод работал и только наращивал выпуск продукции. За два года войны он увеличился вдвое. Только в 1942 году здесь появилось 16 новых цехов. Одной из главных проблем была нехватка рабочих. И в 1943 году Солдатов даже обращался в обком партии с просьбой отсрочить мобилизацию 870 работников завода. Директор указал, что на заводе и так 70% от нужного количества сотрудников, что "является основным тормозом нормальной работы завода". Солдатов просил поддержать его при обращении в правительство СССР.
Тем не менее, завод №19 работал успешно, об этом говорит и то, что в 1942 году главный конструктор Аркадий Швецов стал Героем Социалистического Труда, а вскоре получил и первую Сталинскую премию. Впоследствии он будет лауреатом еще трех таких премий.
Всего же за годы войны завод №19 имени Сталина выпустит 32 тысячи авиационных моторов, то есть каждый седьмой двигатель для самолетов был сделан в Прикамье. Они устанавливались на Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2. За работу предприятие наградили орденом Красного Знамени.
Завод №172 им. Молотова (пушечный)
Самый известный пермский завод - Мотовилихинский, где с XIX века делали артиллерийские орудия. Во время Великой Отечественной войны каждая четвертая артсистема и половина всей ствольной артиллерии была изготовлена в Перми. Именно из орудий, сделанных на Мотовилихинском заводе, был сделан первый выстрел по территории Германии в августе 1944 года - из гаубицы МЛ-20. 122-мм пушка с пермского завода первой в апреле 1945 года открыла огонь по Берлину.
Пушечный завод на берегах Камы считался промышленным гигантом. У него была своя металлургическая база, которая работала не только на свое предприятие, но снабжала и другие заводы.
До войны завод №172 изготавливал артиллерию большого калибра, но ему пришлось расширить номенклатуру изделий. Здесь стали делать 76-мм полковые, 45-мм противотанковые и 25-мм зенитные пушки. В Мотовилиху были эвакуированы два завода из западных регионов СССР. Уже через час после объявления о начале войны директор завода Абрам Быховский собрал начальников цехов, других руководителей и объявил о переходе на военный режим работы.
Как вспоминал потом Владимир Новиков, бывший в годы войны заместителем наркома вооружения СССР, мотовилихинцы быстро перестроились. Так как порвались производственные связи, часть заводов-смежников эвакуировалась, рабочие находили выход из тяжелых ситуаций. Без потери качества смогли уменьшить время прохождения крупных поковок с восьми до пяти суток. Сломался турбокомпрессор, обеспечивавший сжатым воздухом все металлургическое производство - починили за пять суток, хотя в обычное время на это потребовалось бы полтора месяца.
В годы Великой Отечественной войны на заводе №172 было выпущено 48,6 тысяч орудий. Это 45-мм противотанковые пушки образца 1937 года и 1942 года, 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года, 122-мм корпусная пушка образца 1931/1937 годов и другие.
Между прочим, здесь действовало тогда два конструкторских бюро. Одно заводское, под руководством Гуренко, и второе Особое, где трудились осужденные инженеры, ими руководил Цирульников. Такое положение вызывало некоторые неурядицы на заводе. Но конкуренция пошла только на пользу дела.
Работу завода №172 правительство отметило уже в 1942 году. Предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Абрам Быховский стал Героем Социалистического Труда. Мотовилихинский завод в годы войны был также награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
Конечно, ударно работали и другие заводы Прикамья. В Лысьве делали каски и стальные нагрудники для пехоты, в других городах выпускали гранаты, броню для танков, телефоны, даже самолеты Су-2 выпускали одно время.
Кстати, мало кто знает о том, что именно в Прикамье делали ордена и медали для Красной Армии. Их выпускали на Монетном дворе, эвакуированном в Краснокамск. Отсюда шли ордена Ленина, Красного Знамени, Знак Почета, Суворова, Кутузова и другие.