Как пояснили в музее, рамки для фотографий были изготовлены в виде тюремных дверей. Представленные на обзор реликвии были отлиты в Ревельской тюрьме в начале XX века.
Их авторами считаются политические арестанты, которых в дореволюционное время было достаточно много. Свои шедевры они создавали в мастерских, организованных при тюрьмах.
"Фотография помещалась за решетчатым окошком и создавала, таким образом, иллюзию того, что человек является заключенным, - следует из описания тюремных реликвий. - Особый интерес представляют изображения и тексты на этих рамках".
Иконография на обоих предметах оказалась схожей. Они украшены изображениями смерти с косой и представителя правоохранительных органов. В музее пояснили, что обычно в подобных случаях изображался полицейский или надзиратель.
"Также на обеих рамках рядом с решетками имеются схожие надписи: "Оставьте надежды входящие сюда", что тоже красноречиво описывает условия, в которых были вынуждены пребывать арестанты", - говорят в учреждении.
Но особый интерес у исследователей тюремного искусства вызывает стихотворение, аккуратно выгравированное на одной из рамок:
Такой есть мир, где нет зари рассвета,
Юдоль тоски, где без цветов весна,
Разбита жизнь и стоны без ответа,
Мелодий нет для вещих струн поэта,
Алтарь погас и в храме тишина.
Эти строки были написаны известным поэтом, писателем и переводчиком Петром Якубовичем, революционером-народовольцем, которого называли "могиканином русского народничества".
Он родился в 1860 году в дворянской семье в усадьбе Исаево Валдайского уезда Новгородской губернии, но сейчас это территория Тверской области.
Якубович с 1878 года сотрудничал с журналами "Дело", "Слово" и "Отечественные записки". Спустя четыре года вступил в петербургскую организацию "Народной воли", а еще через год стал одним из лидеров народовольческого движения.
Его арестовали в 1884 году в Санкт-Петербурге, спустя несколько месяцев после того, как он создал нелегальную типографию в Дерпте (Тарту) и начал принимать активное участие в выпуске газеты "Народная Воля".
В 1887 года Петербургским военным судом он был приговорен к смертной казни, которую чуть позже заменили на 18 лет каторги. С 1890 года Якубович содержался в Акатуйской каторжной тюрьме, где тяжело заболел.
Якубович известен тем, что в Акатуе он сумел организовать своего рода школу для преступников. Читал им произведения знаменитых авторов, включая Пушкина, Гоголя, Лермонтова, приобретал книги на собственные деньги.
Он был освобожден раньше срока, а умер в марте 1911 года и был похоронен в Санкт-Петербурге. Как видно по "шедеврам тюремного творчества", политзаключенные были хорошо знакомы с его работами.
"В своем стихотворении поэт описывает атмосферу, царившую в тюрьме: абсолютно безысходный, мрачный и угнетающий человека мир, где нет места ни заре, ни цветам, ни вдохновению, ни надежде на освобождение", - подытожили в музее.