Эта победа осталась в памяти русского народа наряду с Куликовской битвой, Бородинским сражением и Сталинградом. До сих пор в ходу поговорка "Разбили как шведа под Полтавой!". Пушкин написал поэму "Полтава", посвященную победе русского оружия:
- Но близок, близок миг победы.
- Ура! мы ломим; гнутся шведы.
- О славный час! о славный вид!
- Еще напор - и враг бежит.
Удача короля
Но победа далась России нескоро и непросто. Война со Швецией началась в 1700 году, когда царь Петр вместе с Данией, Польшей и Саксонией заключили антишведский союз. Россия шла к Балтике, чтобы иметь выход к морской торговле. Петр I имел все права на прибалтийские земли, поскольку они являлись частью Московского царства и были утрачены в XVI веке.
Однако молодой Карл XII не дал себя в обиду. Узнав о вражеском союзе, он начал действовать быстро и решительно. Летом 1700 года он стремительно атаковал Данию. Кстати, в десанте на Копенгаген принимал участие французский посланник Гискар. Эта связь с Францией впоследствии еще даст о себе знать.
После капитуляции Дании Карл XII ринулся в Прибалтику, где русская армия осаждала Нарву. Здесь он вдребезги разбил царское войско. После этого шведский король начал войну в Польше и Саксонии. Везде ему улыбалась удача. Карл одерживал одну победу за другой. Он даже поменял короля в Польше - вместо русского союзника Августа швед возвел на престол Станислава Лещинского. Они встречались при дворе Карла XII, правда, не общаясь друг с другом. Чтобы унизить Августа, шведский король заставил того написать поздравление Лещинскому и тот послушно исполнил поручение.
Первая измена
Шведы буквально грабили Польшу и особенно Саксонию. Как писал в "Истории Карла XII" Вольтер, шведские солдаты зашли в Польшу в стальных доспехах, а вышли в золоте и серебре. Вскоре Россия осталась одна против Карла. Царь Петр лихорадочно искал союзников, но не находил их. Голландия, Дания, Англия, все увиливали от каких-либо обязательств. Но в то же время англичане наращивали торговые обороты с Россией. Коммерция шла через Архангельск.
Польский король Август, видимо, решив, что пора менять союзников, в 1706 году тайно от Петра I заключил мирный договор с Карлом XII. Этот документ был подписан уполномоченными от шведского и польского королей. Сам Август в это время находился при отряде Меншикова и слезно умолял Карла не обнародовать мирный договор, пока он не уедет. Кстати, согласно этому сговору русские войска, посланные Августу, передавались шведам в качестве военнопленных.
И в это время Меншиков наголову разбил шведские полки у Калиша, захватив в плен командовавшего ими генерала. Август, уже предавший Петра, был вынужден поздравить русского полководца с блестящей победой.
"Не щадил человеческой крови"
Между тем позиции России ухудшалась. Петр I не знал, куда ударит Карл, потому что инициатива была в руках шведов. Они могли пойти в Прибалтику или на только что основанный Петербург или атаковать Москву. Быстрый в решениях, молниеносный шведский король, абсолютно уверенный в своей воинской удаче, мог действовать как угодно. Но его поступки вызывали впоследствии недоумение.
Фридрих Великий, прусский король, не понимал мотивов Карла. Тот не захватывал территории, присоединяя их к Швеции, не возводил крепости. Как писал Фридрих, Карл XII владел только той землей, где находились его войска. Можно сказать, что шведская армия тогда представляла из себя многотысячную орду, шатавшуюся по Восточной Европе и занимавшуюся грабежами.
Фридрих также писал: "Вообще Карл не щадил человеческой крови". Такими же жестокими были и его генералы. Например, Реншильд без жалости казнил полторы тысячи московитов, попавших к нему в плен после битвы при Фрауштадте. Прусский король, прочитав сочинение Вольтера о Карле XII, обмолвился, что "Вольтер возвышает Карла XII до небес и низвергает Петра I в глубь пропасти. Он не прав в таком суждении. Будьте уверены, что если бы русский двор дал этому мошеннику несколько тысяч рублей, чтобы возвысить Петра над его соперником, он бы написал, что Петр - генерал, а Карл XII - дерзкий капрал".
Деньги от Англии
В это время в Европе шла война за испанское наследство. В нее оказались втянуты десятки государств, среди которых главными противниками оказались Франция и Англия. В Лондоне знали, что у Карла XII неплохие отношения с французами. Опасаясь, что шведы могут выступить против них, весной 1707 года, когда Карл XII находился в покоренной им Саксонии, к нему явился герцог Мальборо.
У него была задача не просто договориться о том, чтобы Швеция не выступила на стороне Франции, но и толкнуть Карла на продолжение войны с Россией. Тогда бы шведскому королю было бы не до войны, кипевшей в Европе.
Миссия Мальборо удалась. Он без труда подкупил королевских министров. Французский наемник Константен де Турвиль, бывший при Карле XII, утверждал, что первый советник короля граф Пипер получил триста тысяч экю. Информацию о взятках подтверждал и историк Евгений Тарле. Он приводил доказательства того, что деньги получил не только Пипер.
Взяточники, видимо, отрабатывая мзду, и уговорили Карла идти на Россию. И хотя английский герцог и говорил потом, что увидел на столе шведского короля карты России, и ему, дескать, и не пришлось даже уговаривать того нападать на Петра, он явно лукавит. Если дела обстояли именно так, зачем же Мальборо платил деньги, и немалые деньги, шведским сановникам?
Да Карл XII спокойно себе обосновался в богатой Саксонии, на всем готовом. И только после визита британского лорда он двинулся на Россию.
Вторая измена
Бродячая армия шведского короля пошла на восток. В это же время Петра I настиг другой удар. Гетман Мазепа, которого он считал одним из самых преданных своих подданных, изменил и перешел на сторону шведов. Он зазвал Карла на Украину, обещая снабдить того всем необходимым и дать войско в пятьдесят тысяч казаков. Шведская армия пошла на юг, совершенно неожиданно для Петра.
Начали происходить военные стычки. В 1708 году в сражении под Лесной Меншиков разгромил генерала Левенгаупта, который вел к Карлу огромный обоз из Прибалтики и несколько полков на пополнение. Припасы достались русским, а от отряда Левенгаупта уцелели немногие.
Казаки метались между Карлом и Петром. На Запорожскую Сечь везли деньги и от царя, и от Мазепы, и от Карла. Казаки все принимали, делили и действовали ситуативно. Например, атаман Костя Гордеенко договорился со шведами о совместных боях против москалей. Но пока он давал присягу шведскому королю, в Сечи выбрали нового атамана Сорочинского, который был на стороне Москвы. Затем Гордеенко стал говорить, что лучше служить царскому величеству, а хваленый Сорочинский, по словам историка Костомарова, "передался на сторону Мазепы и отправился в Крым просить помощи у хана против москалей".
Дело окончилось тем, что Петру надоело казачье непостоянство, и весной 1709 года три полка под командой полковника Яковлева и присоединившегося позже полковника Галагана разгромили Запорожскую Сечь.
Создали перевес
Фридрих Великий писал, что ему довелось общаться с генералами, бывшими в то время на Украине. И те уверяли его, что шведы могли легко взять Полтаву, и что главной целью стоявшего под нею Карла XII было приманить сюда московского царя.
Многие европейские историки пишут, что в этой битве русские многократно превосходили шведов в численности и в артиллерии. Потому, дескать, и победили. Но в том то и состоит военное искусство, чтобы создать перевес над противником в нужном месте в нужное время.
К лету 1709 года Петр I был уже опытным, битым жизнью и шведами государем. К сражению он приготовился очень тщательно, в отличие от противника. Возводились редуты, строились укрепления, распределялись полки. А Карл XII уповал только лишь на свою удачу. Он видел перед собой не опасного врага, а того, чье войско было разметано под Нарвой.
И грянул бой!
Сражение началось 8 июля 1709 года через два часа после восхода солнца. Генералы Алекс Спарре и Роос атаковали русские редуты. Три из них взять удалось. Русская армия замешалась, у Петра появилось желание отступить. На поле боя сражалась кавалерия. Шведские пехотинцы успешно поддерживали свою конницу, русские не могли этого сделать из-за стесненных боевых порядков, и казалось, что сражение проиграно. Обычный яростный натиск шведов, перед которым еще никто не мог устоять, приближал Карла XII к очередной победе.
Но русские перестроились. Генерал Боур отошел и дал возможность ударить по атакующим из пушек. Меншиков с пятью полками кавалерии и пятью полками пехоты нанес такой удар, что разгромил корпус Шлиппенбаха и взял его самого в плен. Шведский генерал Роос побежал, отправленный за ним в погоню русский генерал Ренцель прижал того к укреплениям у Полтавы и тоже заставил отдать свою шпагу.
Полтавская битва: список взятых в плен шведских офицеровКак пишет Деннисон в своей "Истории кавалерии", Петр I был готов дать полевое сражение, выведя войска из редутов. "Карл XII построил свою армию для решающей атаки, пехоту поставили в центре, кавалерию на флангах. Петр Великий осуществил похожее построение. В девять часов утра боевые действия возобновились. После отчаянной борьбы шведы потерпели полное поражение".
Все утратил за один день
Потом было бегство. Карл XII несся к турецкой границе вместе с изменником Мазепой. По пути терялись остатки войска. Петр I запоздал с погоней, но все-таки пустил за разбитым шведом Меншикова. У Днепра Карл остановился - ни лодок, ни паромов там не было, русские успели все уничтожить заранее. Взяв в собой лишь тысячу солдат, шведский король переправился через реку.
Мазепа уплыл раньше Карла, он жутко боялся попасть в плен к московитам, Петр I собирался жестоко ему отомстить за измену.
Шведский король на берегу Днепра оставил Левенгаупта и с ним четырнадцать тысяч солдат. Подошел Меншиков с полками. Левенгаупт затеял с ним переговоры, он надеялся все-таки дать бой. Но шведы разбегались кто куда, большинство без всякой команды сдавались русским. Капитулировал и Левенгаупт.
А Карл XII благополучно добрался до турок. Там возникла неразбериха, так как они не понимали никакого языка, кроме турецкого. Разные историки пишут, что обнаружился то ли раб, то ли казак, понимавший и по-французски, и по-турецки. Он-то и стал переводчиком. Однако в своих мемуарах Константен де Турвиль утверждал, что именно он взял на себя эту роль.
После Полтавской битвы ореол Швеции как непобедимой державы померк навсегда. Как писал Вольтер "Карл XII в один день потерял плоды девятилетней работы и почти сотни сражений". После Полтавы Саксония и Дания вновь стали союзниками России.
Мазепа, бежавший вместе с Карлом, боялся, что его выдадут царю. И хотя турки уверяли его, что боятся нечего, но гетман знал, что за деньги, а за него Петр I был готов много заплатить, турецкие сановники сделают все. От страха Мазепа и умер. Взяточник граф Пипер скончался в плену, в крепости Шлиссельбург. Он уверял всех, что был против похода в Россию, но король его не послушался.
Петр Великий по праву гордился победой под Полтавой, после многих лет он смог взять верх над очень опасным противником. Первого января 1710 года по Москве провели пленных, их было более двадцати тысяч. И хотя Северная война продолжалась, но такой большой угрозы для России, как ранее, уже не было.