11.07.2024 20:08
"Родина"

Оцифровано издание 1900 года о военных "школах новейшего типа"

Текст:  Денис Передельский
"Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер", - об этом говорилось в проекте учреждения полковых школ для детей офицерских и классных чинов, задуманном как начало реформы режима кадетских корпусов. Уникальное издание оцифровала и сделала доступным электронная энциклопедия "Руниверс".
Кадеты Петровского Полтавского кадетского корпуса, уходящие в поход. / ЦГАКФФД СПб
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Издание Александра Аргамакова было выпущено в 1900 году в Витебске, в губернской типолитографии в честь 100-летия со дня смерти прославленного полководца Александра Суворова. Книжица насчитывала 28 страниц.

По сути, она представляла собой лекцию, прочитанную Александром Аргамаковым в Витебском офицерском собрании. В то время он был полковником, инспектором классов Полоцкого кадетского корпуса. Ключевые отрывки из этой лекции сегодня можно прочитать в Сети.

Аргамаков поднимал проблему образования детей военных. Он сообщал, что в 1900 году в одних только действующих полках, пехотных и кавалерийских, насчитывалось до 850 отдельных частей, содержащих в среднем по 25 семей.

Таким образом, по его подсчетам, до 8750 семей нуждались в воспитании и образовании своих детей. "Если же к ним присоединить семьи чиновников и бедных дворян, то я не преувеличу, сказав, что при всяком полку или отдельной войсковой части необходимо учредить по одной элементарной школе новейшего типа", - заявлял Аргамаков.

По его словам, организация и режим таких школ должны были удовлетворять всем требованиям новейшей демуленовской школы. Это означало, что школа должна была располагаться в загородной местности, но вблизи расположения войсковой части. Работать она должна была не только под управлением опытного педагога, но и под влиянием и контролем живущих поблизости родителей.

О подробностях режима элементарной полковой школы для офицерских детей Аргамаков в ходе своей лекции распространяться не стал, сославшись на то, что "здесь не место и не время" для таких рассуждений. Однако кратко свою идею описать он успел.

Каким был первый Кадетский корпус

Сводилась она к тому, что режим полковых школ должен кардинально, буквально во всем отличаться от режима существовавших на тот момент интернатов. По Аргамакову, такая школа не должна была отрывать ребенка от природы, а занятия в ней во всем должны были соответствовать силам детей.

"Дисциплина не должна убивать воли, а отсутствие принудительных занятий и тщательный надзор изгонять ложь, обман, лень и безнравственность, царящие в современных вам интернатах, - перечислял Аргамаков.

Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер. Экскурсии, прогулки, физические занятия и ремесла, выступая на первый план, вытеснять долбню и преобладание книжной методы обучения".

Лектор также заявил, что организация таких начальных школ должна была стать лишь первым шагом на пути к коренной реформе режима кадетских корпусов. По его мнению, последние "требовали более суровой обстановки и дисциплины, чем это можно допустить при смешении трех возрастов".

"Отделение элементарных классов и составит первый шаг на пути к реформе", - подчеркнул лектор. Для характеристики проблемы он привел в качестве примера тульский Александровский кадетский корпус, состоявший из приготовительных и двух первых классов.

Из детей была сформирована неоранжированная рота, которой командовали ротный и нескольких дежурных офицеров. Аргамаков подчеркивал, что они не имели "подготовки в деле воспитания".

Учителя были военные и гражданские, а приемы воспитания и меры взыскания были типичными для кадетских корпусов: штраф, сокращение пищи и отпуска, карцер и телесное наказание.

Все это процветало вместе с "пинками, ударами по голове, дранием за уши, постановкою на колени в угол и прочими заморскими ухищрениями в борьбе с протестом угнетенной детской натуры".

"Заведения эти не могут дать ничего нового, а напротив, убеждают часто даже во вреде их, потому что построены по типу существующих интернатов, - считал Аргамаков.

"А московские продукты продать..." Как великий полководец Суворов командовал хозяйством

Но историческая же справка, приходящая на память ко дню столетнего юбилея величайшего военного гения Суворова, предвидевшего уже тогда значение организации при полках школ для воспитания офицерских и солдатских детей, приводит к мысли увековечить память Суворова-педагога идеей учреждения при полках школ новейшего типа".

Новости История