Письмо датировано 5 сентября 1941 года, и оно посвящено решению необычной проблемы, возникшей в первые дни Великой Отечественной войны.
"В письме сообщается, что в парк "Городская засека", то есть в остатки старых дубовых лесов, располагавшихся среди оборонительных сооружений на границе Московского государства в XVII веке и сохранившихся в черте города Пензы, согнаны "мобилизованные лошади", - уточнили в Госархиве РФ.
Под мобилизованными в письме понимаются лошади, изъятые из хозяйств на нужды обороны в связи с началом Великой Отечественной войны.
Защитники природы извещали горсовет о том, что мобилизованные животные фактически губят исторический парк: "привязываются непосредственно к деревьям, обгладывают кору дубов и обрекают их на гибель".
Далее авторы письма отмечают, что повреждения такого порядка достигают тысяч вековых деревьев. Члены Всероссийского общества охраны природы считали, что отношение и к лошадям, и к деревьям сложилось небрежное. И сами же предложили выход из ситуации:
"Чтобы спасти этот парк, необходимо провести крайне простое мероприятие: устроить коновязи для лошадей, что предохранит деревья от порчи".
О принятых мерах авторы письма просили их проинформировать. Кстати, под посланием стоит подпись академика Владимира Комарова, президента Академии наук СССР, который в те годы также возглавлял Всероссийское общество охраны природы. Поступил ли от властей Пензы ответ, увы, неизвестно.
Июнь 1941 года - фотографии первых дней войныМобилизация лошадей и транспорта предусматривалась на случай войны и фактически стартовала в первые же дни Великой Отечественной войны. Однако из-за отсутствия четких правил поначалу проходила она с трудностями.
Для разрешения спорных вопросов 30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ "Об автотракторном и гужевом транспорте, поставленном для Красной Армии", оригинал которого также хранится в Государственном архиве РФ.
Согласно указу, мобилизации подлежали не только лошади, но и автомашины, тракторы и прицепы к ним, мотоциклы, велосипеды, упряжь и повозки. Они изымались у государственных организаций, учреждений и предприятий, промысловой и потребительской кооперации безвозмездно. А вот изъятие у колхозов и простых граждан производилось за плату.
Например, отдельным гражданам и колхозам за мобилизованных лошадей платили по ремонтным ценам 1939 года, а за все остальное имущество, перечисленное в указе, - по отпускным ценам промышленности 1940 года с учетом качественного состояния каждого предмета.
В сентябре 1941 года была уточнена потребность армии в гужевом транспорте для обеспечения ведения военных действий в зимне-осенний период. Из народного хозяйства требовалось изъять для нужд армии 167 900 рабочих лошадей, в первую очередь за счет эвакуированных из прифронтовой полосы, а также 86 767 парных повозок и 86 767 комплектов пароконной упряжи.
Указанные цифры были закреплены постановлением, изданным 22 сентября 1941 года. Документ также обязывал Наркомат обороны сформировать уже к 1 ноября 1941 года 73 отдельных транспортно-гужевых батальона.