издается с 1879Купить журнал

Как мобилизованные лошади съели уникальный парк в Пензе

16 июля 2024

Письмо из Всероссийского общества охраны природы в Горсовет Пензы опубликовал Государственный архив РФ в Telegram-канале "Документальное прошлое". В нем защитники природы ратуют за спасение и городского парка, и лошадей.

Проблема с лошадьми и деревьями возникла в первые дни Великой Отечественной войны.

РИА Новости / Израиль Озерский

Проблема с лошадьми и деревьями возникла в первые дни Великой Отечественной войны.

Письмо датировано 5 сентября 1941 года, и оно посвящено решению необычной проблемы, возникшей в первые дни Великой Отечественной войны.

"В письме сообщается, что в парк "Городская засека", то есть в остатки старых дубовых лесов, располагавшихся среди оборонительных сооружений на границе Московского государства в XVII веке и сохранившихся в черте города Пензы, согнаны "мобилизованные лошади", - уточнили в Госархиве РФ.

Под мобилизованными в письме понимаются лошади, изъятые из хозяйств на нужды обороны в связи с началом Великой Отечественной войны.

Защитники природы извещали горсовет о том, что мобилизованные животные фактически губят исторический парк: "привязываются непосредственно к деревьям, обгладывают кору дубов и обрекают их на гибель".

Далее авторы письма отмечают, что повреждения такого порядка достигают тысяч вековых деревьев. Члены Всероссийского общества охраны природы считали, что отношение и к лошадям, и к деревьям сложилось небрежное. И сами же предложили выход из ситуации:

"Чтобы спасти этот парк, необходимо провести крайне простое мероприятие: устроить коновязи для лошадей, что предохранит деревья от порчи".

О принятых мерах авторы письма просили их проинформировать. Кстати, под посланием стоит подпись академика Владимира Комарова, президента Академии наук СССР, который в те годы также возглавлял Всероссийское общество охраны природы. Поступил ли от властей Пензы ответ, увы, неизвестно.

Мобилизация лошадей и транспорта предусматривалась на случай войны и фактически стартовала в первые же дни Великой Отечественной войны. Однако из-за отсутствия четких правил поначалу проходила она с трудностями.

Для разрешения спорных вопросов 30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ "Об автотракторном и гужевом транспорте, поставленном для Красной Армии", оригинал которого также хранится в Государственном архиве РФ.

Согласно указу, мобилизации подлежали не только лошади, но и автомашины, тракторы и прицепы к ним, мотоциклы, велосипеды, упряжь и повозки. Они изымались у государственных организаций, учреждений и предприятий, промысловой и потребительской кооперации безвозмездно. А вот изъятие у колхозов и простых граждан производилось за плату.

Например, отдельным гражданам и колхозам за мобилизованных лошадей платили по ремонтным ценам 1939 года, а за все остальное имущество, перечисленное в указе, - по отпускным ценам промышленности 1940 года с учетом качественного состояния каждого предмета.

В сентябре 1941 года была уточнена потребность армии в гужевом транспорте для обеспечения ведения военных действий в зимне-осенний период. Из народного хозяйства требовалось изъять для нужд армии 167 900 рабочих лошадей, в первую очередь за счет эвакуированных из прифронтовой полосы, а также 86 767 парных повозок и 86 767 комплектов пароконной упряжи.

Указанные цифры были закреплены постановлением, изданным 22 сентября 1941 года. Документ также обязывал Наркомат обороны сформировать уже к 1 ноября 1941 года 73 отдельных транспортно-гужевых батальона.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться