Жить в деревне при советской власти, особенно в 30-е годы прошлого века, было очень непросто. К тому же Шукшин рано остался без отца, его расстреляли нквдэшники за какое-то преступление, которое придумали сами. Отчим погиб в 1942 году на фронте. Мать Шукшина осталась с двумя маленькими детьми. А в войну на селе жить было тяжело - голодно и холодно. Колхозники не получали денег, только пустые трудодни, кроме того, они платили продовольственный налог. Например, независимо от того, есть в хозяйстве куры или нет, требовалось отдать государству десяток яиц каждый месяц.
У Шукшиных была корова-кормилица. Но кто-то пропорол ей брюхо вилами и та погибла. Этот момент так врезался в память Шукшина, что он дважды упомянул его в своих произведениях. В рассказах "Из детских лет Ивана Попова" и в "Калине красной". Шла война, и дети, в том числе и Василий Шукшин, трудились в колхозе, убирали урожай, сеяли, косили, помогали как могли фронту. А еще ведь надо было в школу ходить. Шукшин пристрастился к чтению. Он проглатывал книги одну за другой, открывая новые миры и поражаясь тому волшебству, что скрывалось в потрепанных томиках школьной библиотеки.
Советский писатель и актер Василий Шукшин - фотоМатрос секретной службы
После семилетки Шукшин вместе с другими ребятами отправился в Бийск, учиться в техникуме. Матери стало полегче, все-таки забот стало меньше. Пробыл в техникуме Василий два с лишним года, но бросил учебу и вернулся обратно в деревню. Некоторые историки недоумевают, как еще до службы в армии, в 17 лет Шукшин смог уехать из колхоза и работать на городских заводах слесарем. Дело в том, что при Сталине деревенским жителям паспортов не выдавали, их, как при крепостном праве, буквально приковали к земле, где они и должны были трудиться пожизненно. Пенсий у колхозников тогда тоже не было. Скорее всего, Шукшин получил паспорт во время учебы в техникуме, и вскоре после этого распрощался с Бийском. Хотя есть версия, что паспорт ему выхлопотала мать, обратившись в районный комитет ВКП(б).
Помотался Шукшин по стране, а в 1949 году его призвали на службу из Московской области, на флот. Был Шукшин на Балтике и Черном море. Очевидно, что какие-то воспоминания об этом времени отразились в описании одного из героев романа "Любавины". "В апреле пришел со службы Андрей Любавин, коренастый, неразговорчивый матрос Тихоокеанского флота. Служба Андрею пошла впрок: он получил там специальность дизелиста, окончил десятилетку, вступил в партию и получил за что-то орден Красной Звезды. За что - не говорил. "За одно дело".
Его сослуживцы вспоминали, что был Шукшин неразговорчив, замкнут, много читал, редко ходил в увольнения. Служил он в секретной части, где болтунов не держали. Его считали серьезным человеком, трудолюбивым, исполнительным. Очевидно, что за время службы Шукшин прочел немало книг. Это видно даже из его писем с флота сестре Наталье "Жизнь новая, невиданная, незнакомая развернулась перед глазами и полностью поглотила мое внимание. Сейчас как будто устоялось все и начинает давать знать о себе человеческая природа". Или "О чем можно грустить? И тем более - о чем нужно грустить? Можно ненавидеть, ибо ненависть толкает на деятельность, что очень важно. Можно любить, - любовь вдохновляет на деятельность. Но грустить? Грусть, как известно, определяет полное бездействие".
Так мог писать только человек мыслящий четко, размеренно и ясно, человек образованный, развитой. И вывод здесь только один - Василий Шукшин сформировал свою личность из небольшого еще жизненного опыта и множества прочитанных книг, содержание которых он явно тщательно обдумывал. Должный срок на Черноморском флоте Шукшин не выслужил. Причиной тому стала язва желудка. Из-за этого Шукшина комиссовали и уволили в запас.
С портфелем по деревне
После службы Василий Шукшин вернулся домой. Здесь он экстерном сдал экзамены за десять классов и вскоре его назначили директором вечерней школы сельской молодежи, где он еще преподавал русский язык и литературу. Педагогов на селе не хватало и бывший военный моряк, серьезный и вдумчивый, сразу приглянулся местным властям. Так Шукшин стал учителем, ходил по деревне в пальто, с портфелем. Кроме того, он был секретарем комсомольской организации, выбирался делегатом на конференции, ездил с лекциями по району - рассказывал в деревнях о международных делах, публиковался в районной газете "Боевой клич". Известно о двух его статьях "Учиться никогда не поздно" и "Больше внимания учащимся вечерних школ".
Карьера Василия Шукшина складывалась вполне успешно и возможно, когда-нибудь он стал бы заслуженным уважаемым учителем или зашагал бы вверх по партийной лестнице. Задатки для этого были, в 1954 году Шукшин стал кандидатом в члены коммунистической партии. Для многих на его месте будущее было бы ясно и перспектива просматривалась вперед на многие годы.
Неожиданно для всех, так как Шукшин своими планами, как правило, не делился, он уехал в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Известно лишь, что Василий Макарович заранее писал туда письмо, интересуясь "специальными испытаниями" при поступлении, искал в сельской библиотеке книги о режиссуре.
Выставка в честь 95-летия со дня рождения Василия ШукшинаВ Москву в галифе и сапогах
Из Москвы он писал домой "Я посмотрел на окружающих меня людей, и вдруг меня взяло зло: кругом ни одного человеческого простого лица - одни маски - маски приличные, вежливые, культурные, московские, утонченные и т. д. и т. п. И я решил побороться с ними".
Он очень четко срежиссировал ситуацию, когда поступал во ВГИК. Вуз был престижным и пробиться в него было необычайно сложно. Василий Шукшин использовал все свои преимущества. Он кандидат в члены партии, бывший военный моряк, директор школы. Кроме того, чтобы подчеркнуть свое пролетарское происхождение, Шукшин явился в институт в гимнастерке, галифе и сапогах, хотя в свою школу в деревне ходил в пальто и с портфелем. Он знал, что мир жесток и коварен, и ему, идущему по жизни без всякой поддержки, надо использовать все шансы, чтобы достичь чего-то. И Шукшин начал борьбу.
Его поступление во ВГИК и сама учеба там окутана толстым слоем баек. На экзамене и про Белинского его спрашивали, и якобы он признался, что только одну книгу в жизни прочел - "Мартина Идена". Но ассистент режиссера Ромма вспоминала, что тот на экзамене дал задание Шукшину за две недели прочесть "Анну Каренину" Льва Толстого. Или легенда о том, что в общежитии ВГИКа сохранился двухлитровый алюминиевый чайник, с которым Шукшин приехал в Москву. Но очевидно одно - Василий упорно учился, не давая себе расслабиться. Он, парень из далекой деревни, вырвал у судьбы шанс и не должен был его потерять. Шукшин писал матери "дела мои идут замечательно. Только вот время не хватает".
Первые роли
Во время учебы он снялся в кино у своего однокурсника Андрея Тарковского. В фильме по рассказу Хемингуэя Шукшин сыграл человека, которого ищут убийцы. Говорят, что Тарковской был против Шукшина, считая, что тот, с его типично русской внешностью, не сможет показать героя-шведа. Но тот смог. Уже потом, через много лет Василий Шукшин говорил Юрию Никулину, как входил в роли героев "Ты прочитай про себя несколько раз, а потом представь все зрительно. Будто это с тобой было, с тобой произошло. И текст сам ляжет, запомнится и поймется".
Потом был эпизод в "Тихом Доне" Герасимова, а через два года - главная роль в фильме "Два Федора". Тогда вся страна и узнала Василия Шукшина. Он очень точно вошел в роль шофера с жестким характером. Режиссер фильма Марлен Хуциев сначала не думал звать Шукшина сниматься, но его посоветовал взять на главную Андрей Тарковский. Хуциев вспоминал: "Встречаю Василия на аллее. Он шел в темно-синей военной форме с галифе и, проходя мимо меня, поздоровался. Тогда я и понял, что таким должен быть главный герой. В Шукшине есть одно качество: он из толпы, но чрезвычайно индивидуален. Это сочетание всеобщего в одном удивительно".
Потом был боевик "Золотой эшелон" и опять главная роль, дальше "Простая история", где Шукшин не затерялся на фоне Мордюковой и Ульянова. Но он все-таки видел себя писателем, причем, нарабатывая образы в своих сочинениях, хотел перенести их на большой экран. Шукшин много работал, писал рассказы, создавал, отрабатывал в них сцены, ситуации. Первая публикация состоялась в 1958 году в журнале "Смена". В нем вышел рассказ "Двое на телеге". Произведение очень слабое, и не по изображению характеров, а по самой завязке сюжета. Этому рассказу невозможно поверить. Шукшин впоследствии старался не включать его в сборники своих произведений.
Характер в двух словах
Дипломной работой выпускника режиссерского факультета стал фильм "Из Лебяжьего сообщают". Кроме него, Шукшин снимет еще пять картин. Все они как будто переплетены с его рассказами и романом "Любавины". Шукшин смог создать свой яркий, неповторимый, правдивый и потому очень близкий зрителям и читателям мир. Такое под силу очень немногим.
Порой Василия Шукшина относят к так называемым деревенским писателям - Белову, Залыгину, Можаеву, Носову и другим. На самом деле его творчество гораздо шире и объемнее. В его рассказах и фильмах нет упора на деревенское житье-бытье. Шукшин показывал поступки людей, очень точно угадывая их потаенные чувства и желания, рисуя поведение в различных ситуациях. Иногда его критиковали, дескать, очень уж просто изложено, нет красивостей, подробных описаний. Но это было и не нужно. Двумя-тремя даже не предложениями, словами мог описать Шукшин характер человека.
Его писательская карьера, когда на него уже всерьез обратили внимание не только как на актера, началась в 1961 году, после публикаций рассказов в журнале "Октябрь". Шукшин вскоре появился на страницах "Москвы", "Нового мира", "Молодой гвардии", "Комсомольской правды" и других изданий. Он становился все более известным в стране.
Василий Шукшин был замечательным актером, который мог сыграть кого угодно, от пролетария до генерала. Его даже как-то приглашали итальянцы в сериал на роль Достоевского. Книги Шукшина стали популярны, в них, написанных без словесной шелухи, рисовались выпуклые, узнаваемые характеры людей, причем, у каждого была изюминка, что-то свое, индивидуальное, яркое. И как режиссер Шукшин состоялся, снимая от фильма к фильму все сочнее и притягательнее для зрителей.
В холерном карантине
Главной мечтой Шукшина было снять фильм о Степане Разине. Он начал заниматься им с конца 1960-х. Была сформирована киногруппа, начались выезды на поиски мест для натурных съемок. Но здесь Шукшина подстерегали неудачи.
Например, в Астрахани он со своей командой угодил в холерный карантин. Город был закрыт для въезда и выезда, улицы патрулировали автоматчики. Работать было просто невозможно. Тем не менее Шукшин с коллегами ходил в музей, осматривал Кремль, собирал материалы о Разине, которого хотел сыграть сам. Даже смог дать интервью областной молодежной газете, где рассказал, каким видит своего героя: "Раздумья над русским крестьянством, его путями, его судьбами. Степан Разин - личность сильная, интересная. Самое поэтическое лицо в нашей истории, как сказал о нем Александр Сергеевич Пушкин".
Однако на киностудии решили не снимать этот фильм, якобы там будет одно насилие, да и денег придется потратить немало, а бюджет не безграничен. В утешение Шукшину позволили работать над картиной "Печки-лавочки". Сейчас бы это кино назвали легкой комедией - едет комбайнер с женой на курорт и с ним приключаются разные истории. Однако и тут встретились препятствия. Еще до премьеры "Печки-лавочки" посмотрело партийное руководство Алтая и было разочаровано. Даже в Москву звонили, чтобы это кино не показывали.
Памятники по всей стране
После была "Калина красная". Тоже не обходилось без запинок и барьеров, но фильм сняли, причем довольно быстро. Самая канитель началась во время приемки на худсовете киностудии. Шукшину заявили, что в фильме есть правда жизни, а вот с правдой искусства не все гладко. Однако его поддержал директор киностудии "Мосфильм" Николай Сизов. "Калина красная" моментально стала популярной. И до сих пор ее смотрят с удовольствием.
Шукшин надеялся, что после этого фильма ему дадут все-таки заняться съемками кино о Разине. Однако перед ним поставили условие, сначала надо было сняться в картине "Они сражались за Родину". Роль рядового Петра Федотовича Лопахина оказалась последней для Василия Шукшина.
Популярность Шукшина не спадает до сих пор. Его искренние герои легли на душу зрителю. Мало кто из киношников, актеров и писателей оставил после себя такую память. В честь Шукшина названы улицы во многих городах, его имя носит университет, библиотеки. Возле ВГИКа, откуда вышло немало мастеров кинематографа, стоит памятник - Шукшин, Тарковский и поэт Шпаликов. Еще одна скульптура - рядом с министерством обороны. Здесь Шукшин в образе Лопахина. Есть памятники ему и в других городах. Владимир Высоцкий написал песню "Памяти Василия Шукшина", есть и другое музыкальное произведение, которое исполняли Людмила Зыкина и Ольга Воронец. В нем звучат пронзительные слова "Калина красная грустит о Шукшине". Такой народной славы и памяти, наверное, нет ни у одного деятеля искусства.