27.08.2024 08:00
"Родина"

В 1920-х годах вошли в моду школьные суды над литературными героями

В 1920-х годах вошли в моду школьные театрализованные суды над литературными героями и их авторами
Текст:  Сергей Борисов (доктор культурологии)
Родина - Федеральный выпуск: №8 (824)
"Родина" писала о том, как народ в России в XIX веке развлекался театрализованными шарадами1 и "живыми картинами"2. Им на смену в послереволюционные годы пришли разнообразные театрализованные суды, которые чаще всего организовывались школьниками. Побываем на некоторых из них.
Кадр из фильма "Республика ШКИД".
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

"Тут Ленька, то есть товарищ прокурор..."

В повести Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД", описывающей жизнь петроградской школы в 1920-1923 гг., читаем: "Литкружок стал устраивать... собрания... Появились литературные суды над героями классических произведений..."3

И. Шкаровская в повести "Никогда не угаснет" описывает литературный суд, проходивший у шестиклассников в 1920-е гг. над героями поэмы А.С. Пушкина "Цыганы": "К столу выходит Леня Царенко, генеральный прокурор. Он... произносит обвинительную речь:

- Я обвиняю Алеко в том, что он бросил город и свою работу. Чем он занимается? "Алеко с пеньем зверя водит"! Разве это дело для сознательного члена общества? К тому же он совершил подлость, убив Земфиру. Разве она виновата в том, что полюбила другого? Я согласен со старым цыганом и со всей цыганской массой, которая осудила его. Все.

Леня садится на место.

- А кто у нас обвиняет Земфиру? - Лидия Михайловна улыбается.

Черепок становится посредине комнаты... и одним духом выпаливает:

- Тут Ленька, то есть товарищ прокурор, сказал про Земфиру: она не виновна, что полюбила другого. Как это так - не виновна! А зачем она голову морочила Алеко? Лично я не могу уважать таких женщин. Она просто пустышка, Земфира, и поступок этот очень подлый.

Вовкина речь вызывает целую бурю:

- Правильно!

- Неправильно!

- Черепок ничего не понял!

- Он все понял!

Лидия Михайловна... любит, когда вокруг литературного произведения разгораются такие жаркие споры. Наступает черед Инки, она защитник Земфиры.

- Моя подзащитная Земфира - цыганка. - Инка начинает свою речь, как настоящий адвокат. - Домом Земфире служил шатер. С детства она выше всего ценила свободу. Разве она виновна в том, что полюбила другого?

На миг в группе становится тихо. И вдруг с места вскакивает Вера Рябчук:

- Виновна! Я ее ненавижу, эту Земфиру!..

Вера выходит к столу и пылко говорит:

- Я согласна с Черепановым. Я обвиняю Земфиру. Любить нужно только одного... до гроба.

Глубоко вздохнув, Вера идет между рядами парт к своему месту. Все молчат...

Но тут раздается звонок"4.

Как сельчан приобщали в 1920-е годы к "важнейшему из искусств"

Еще более подробную картину литературного суда в школе представил В. Каверин в повести "Два капитана": "Кто-то... предложил поставить "Суд над Евгением Онегиным" как пьесу, в костюмах, и сразу о нем заговорила вся школа.

Для главной роли был приглашен... Гришка... Общественным обвинителем был наш воспитатель Суткин, а председателем - я...

В парике, в синем фраке, в туфлях с бантами, в чулках до колен преступник сидел на скамье подсудимых и небрежно чистил ногти сломанным карандашом. Иногда он надменно... посматривал на публику... Должно быть, так, по его мнению, вел бы себя при подобных обстоятельствах Евгений Онегин...

- Признаете ли вы себя виновным в убийстве под видом дуэли, - сказал я, - поэта Владимира Ленского?

- Никогда! - надменно отвечал Гришка. - Дуэль - не убийство.

...Общественный обвинитель... доказывал, что хотя Ленского убило помещичье и бюрократическое общество начала XIX века, но все-таки Евгений Онегин целиком и полностью отвечает за это убийство, "ибо всякая дуэль - убийство, только с заранее обдуманным намерением". Словом, общественный обвинитель считал, что Евгения Онегина нужно приговорить к десяти годам с конфискацией имущества.

- Суд удаляется на совещание...

...Большинство членов суда согласилось с общественным обвинителем. Десять лет с конфискацией имущества... Но я сказал, что это несправедливо... Сошлись на пяти годах".

Что и как играли театры в сельской местности в 1920-е годы

Суд мог осуществляться не только над героями изучаемых в школе произведений, но и над героями "актуальных" произведений современных авторов. Так, писатель А. Шаров вспоминает о том, как в московской школе-коммуне было решено устроить суд над героем "только что вышедшей" (повесть была напечатана в журнале в 1922 г. и отдельной книгой в 1925 г.) "и очень всех взволновавшей" повести А.И. Тарасова-Родионова "Шоколад".

Герой повести влюбился в женщину красивую, но "чуждую по социальному происхождению", и "стал дарить ей цветы, шоколад, чулки. Это увлекло его в пропасть". Учительница обращается к герою-повествователю: "Знаешь что, - проговорила Ольга Спиридоновна почти заговорщически, - через месяц литературный суд над повестью "Шоколад" Тарасова-Родионова. Фунт будет прокурором, хочешь выступить защитником?" Читаем далее: "Я помню афишу о суде, название повести, выведенное огромными красными буквами, и изображенные буквами поменьше имена председателя суда, прокурора и мое - защитника. Во всех углах свидетели обвинения... репетировали, читая... отрывки из повести". Ход суда в книге не описан, сообщается лишь, что героя повести осудили5.

Суды до хрипоты

Театрализованный суд могли осуществлять не только над литературными героями, но и над авторами. По утверждению литературоведа Е.О. Путиловой, после революции "в классах устраивались церемонии "суда" над автором популярных дореволюционных детских повестей Лидией Чарской"6. Прибавим к этому утверждению полученный в 1980-е гг. автором статьи ответ от одного из известных писателей на вопрос, доводилось ли ему в детстве читать книги Чарской: не только читал, - писал он, - но даже выступал ее обвинителем в школьном суде.

/ Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Судить могли и давно умерших исторических личностей. Так, из повести И. Гуро мы узнаем, что старшеклассники (выпускники "школы второй ступени") в первой половине 1920-х гг. с той же легкостью, с какой осуществляли суд над литературным персонажем, судили и древнегреческого философа Платона:

"Мы... спешили в нашу школу - на суд.

В то время мы все кого-то судили. Например, был общественный суд над Евгением Онегиным.

- А за что его судить? - удивлялась Наташина мама. - В чем он виноват?

Мы разъясняли ей, что Евгений Онегин - типичный продукт дворянско-помещичьего режима, ретроград, его надо беспощадно разоблачать в глазах масс...

Наташин папа сказал:

- Подымать производство надо, а вы - болтуны.

После этого... мы пошли судить греческого философа Платона.

Суд продолжался очень долго. В те годы все: заседания, митинги, диспуты - продолжалось очень долго. Пока ораторы не начинали хрипеть. А у нас в школе - пока не входил сторож Кондрат...

Здорово я ему жизни дала, Платону! Этому типичному представителю афинской аристократии, белогвардейскому идеалисту! Моя обвинительная речь произвела сильное впечатление на Кондрата. Он спросил:

- И где ж подсудимый?

Я сказала, что Платон умер в 347 году до нашей эры. Кондрата это почему-то обидело, и он тут же объявил, что "зачиняет помещение"7.

Федя-большевичок долго не соглашался изображать эсера

Обратимся к повести Николая Ященко "Искры не гаснут", описывающей события на Дальнем Востоке в 1920 г. Вначале комсомольцы предлагают ученикам провести литературный суд: "Около депо... стоял... паровоз... Митя Мокин... выглянув в окно машиниста, подставил лицо свежему, морозному воздуху.

- Эй, братва! - крикнул он проходившим по путям Косте и Вере.

Ученики подбежали к паровозу. Митя... спрыгнул вниз...

- Дело такое!.. Ты, Кравченко, знаешь Евгения Онегина?

- Знакомились с ним в классе в прошлом году, - ответил Костя. - А что?

- На уездном съезде рассказывали, что в городе одна заводская ячейка судила этого Онегина и объявила ему общественное порицание... А комсомольцы-железнодорожники устроили суд над этим... ну, который гайки отвинчивал и к неводам их заместо грузил привязывал...

- Злоумышленник! Чехов про него написал! - подсказала Вера.

- Вот-вот, злоумышленник!.. Так этого оправдали начисто! Человек он темный, из деревни. Царей надо винить, а не его. Некоторые не хотели оправдывать, тогда проголосовали, спасли все-таки мужика от тюрьмы... Вы вот что, братва! Подумайте, кого бы нам покрепче осудить, поищите в книжках..."8.

События революционных лет дали мощный импульс народному фольклору

И вот картина политического суда над эсерами:

"Афиши звали жителей поселка на политсуд... Зрительный зал нардома был забит до отказа. Люди стояли в проходах, мостились на подоконниках, толпились в дверях...

Суд разместился на сцене за большим столом. Председательствовал Митя Мокин... Чуть в стороне от большого стола, за маленькой тумбочкой устроился обвинитель. На эту роль уговорили телеграфиста Уварова... На длинную скамью, лицом к зрителям посадили обвиняемого. С трудом в нем можно было узнать Федю-большевичка. Он долго не соглашался изображать эсера. "Больше некому, - сказал ему Блохин, - у тебя язык хорошо привязан". Только этим и убедили парня... На голову Феде надели парик-лысину... усики нарисовали черные... В костюмерной нардома подобрали для него старый фрак и цилиндр, в руки дали трость с металлическим набалдашником... На носу кое-как держалось пенсне, вернее, заржавленная оправа без стекол.

/ Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Мокин объявил судебное заседание открытым.

- Слушается дело по обвинению эсера в предательстве интересов пролетариата... Обвиняемый, встать!

Эсер медленно поднялся, снял цилиндр, поправил на носу пенсне, кашлянул, скривил туловище в сторону суда и крикливо начал:

- Кто вы такие, чтобы меня судить? Нас, социалистов-революционеров, может судить только история... Да-с!

- Ишь ты, шкура! - не выдержал в первом ряду машинист Храпчук.

Эсер поверх пенсне посмотрел на Храпчука, махнул на него цилиндром...

- Я сам буду вас обвинять. Это вы, большевики, обманули народ. Да-с!..

Храпчук ударил шапкой об пол, подскочил к сцене, готовый с кулаками наброситься на эсера...

Председателю суда понравилось такое дополнение к инсценировке... Тем временем эсер напялил на голову цилиндр, покрутил в руке трость.

- Да-с! Большевики на весь мир прославились своей жестокостью... Недавно поселковые коммунисты и комсомольцы, так называемые чоновцы, расстреляли русских интеллигентов...

Зрители зашумели, затопали. Раздались возмущенные возгласы:

- Ну и жаба!

- Заткните ему глотку!

Председатель суда и сам не знал, где инсценировка, а где настоящая жизнь. Эсер, нарушая план, перегнулся в зал, потряс тростью.

- Кто это хочет заткнуть мне глотку? А ты знаешь, щенок, что я в царской тюрьме сидел?!.. Я в губернатора стрелял. Да-с! Что тебя интересует, молодой человек?..

- Почему эсеры в товарища Ленина стреляли?..

О чем говорилось в первой Конституции СССР, принятой сто лет назад

Зрители зашумели. Эсер вскочил на скамью, поднял трость.

- Комсомольская провокация! - кричал он. - Мне не дают говорить! Председатель суда, примите меры!.. Только мы, социалисты-революционеры, поднимаем знамя свободы... Большевики заведут вас в неволю, оставят в нищете. Да-с!..

Кто-то бросил в эсера палку, он запрыгал по сцене на одной ноге. Это не предусматривалось инсценировкой, и Митя постучал кулаком по столу.

- Братва, вы не шибко того!.."9

Итогом суда стал не приговор, а призыв голосовать за большевиков, но изображавшему эсера досталось от одного из зрителей - пожилого бойца Народной армии Дальневосточной республики, который воспринял все происходящее слишком близко к сердцу10.

Путин против Ивана Грозного

Поветрие судебных театрализаций затронуло и медицинско-просветительскую сферу. Познакомимся с содержащимся в очерке М. Кольцова 1928 г. описанием суда над "бациллой никотина":

"В клубе сегодня общественно-показательный суд над бациллой никотина. Будут выступать сначала оратор от Наркомздрава с докладом на тему: "О вреде курения в разрезе пятилетки Госплана", затем - общественный обвинитель, доктор Моисеенко с цифрами в руках и с заспиртованными препаратами прокуренного и непрокуренного легкого. После него - защитник, инженер Халтуркин, со своими тезисами о пользе курения, подымающего благодаря возбуждению организма производительность труда. Затем будет допрошена сама "бацилла", роль которой поручена хорошенькой конторщице из правления, с директивой подкраситься и навести шик.

Армейский юмор в журнале Военной академии РККА первой половины 1920-х годов

Дальше - свидетели, курящие и некурящие. Первые будут сообщать, что вследствие многолетнего курения их организм разъеден никотином до основания, что материальное положение их плачевно, культурный уровень низок... Другие, некурящие, будут рассказывать о том, что в первые же две недели после прекращения курения... аппетит улучшился... а заработок повысился...

После этого - опять прения сторон, заключительные реплики, затем обвиняемая исполнит последнее слово в виде куплетов с музыкой и танцами - "я папироска и тем горжусь!" Потом перерыв, опять совещание, вынесение приговора"11.

Постановочные, театрализованные, условные суды практиковались и позже. Так, примерно в 1965 г. участником литературного суда над героями "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова был шестиклассник Владимир Путин. Его учительница Вера Гуревич вспоминала: "Шестой класс Путин окончил с хорошими и отличными оценками... Ярко выступал на уроках русского языка и литературы, на которых разыгрывали сценки. Одна из них была посвящена суду над Иваном Грозным и купцом Калашниковым. Будущий президент в ней был адвокатом купца"12.

Легенды