издается с 1879Купить журнал

Десять лет с конфискацией - для Евгения Онегина

В 1920-х годах вошли в моду школьные театрализованные суды над литературными героями и их авторами

"Родина" писала о том, как народ в России в XIX веке развлекался театрализованными шарадами1 и "живыми картинами"2. Им на смену в послереволюционные годы пришли разнообразные театрализованные суды, которые чаще всего организовывались школьниками. Побываем на некоторых из них.

Кадр из фильма  "Республика ШКИД".

Кадр из фильма "Республика ШКИД".

"Тут Ленька, то есть товарищ прокурор..."

В повести Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД", описывающей жизнь петроградской школы в 1920-1923 гг., читаем: "Литкружок стал устраивать... собрания... Появились литературные суды над героями классических произведений..."3

И. Шкаровская в повести "Никогда не угаснет" описывает литературный суд, проходивший у шестиклассников в 1920-е гг. над героями поэмы А.С. Пушкина "Цыганы": "К столу выходит Леня Царенко, генеральный прокурор. Он... произносит обвинительную речь:

- Я обвиняю Алеко в том, что он бросил город и свою работу. Чем он занимается? "Алеко с пеньем зверя водит"! Разве это дело для сознательного члена общества? К тому же он совершил подлость, убив Земфиру. Разве она виновата в том, что полюбила другого? Я согласен со старым цыганом и со всей цыганской массой, которая осудила его. Все.

Леня садится на место.

- А кто у нас обвиняет Земфиру? - Лидия Михайловна улыбается.

Черепок становится посредине комнаты... и одним духом выпаливает:

- Тут Ленька, то есть товарищ прокурор, сказал про Земфиру: она не виновна, что полюбила другого. Как это так - не виновна! А зачем она голову морочила Алеко? Лично я не могу уважать таких женщин. Она просто пустышка, Земфира, и поступок этот очень подлый.

Вовкина речь вызывает целую бурю:

- Правильно!

- Неправильно!

- Черепок ничего не понял!

- Он все понял!

Пушкин А.С. Цыганы. Издание 1913 г.

Лидия Михайловна... любит, когда вокруг литературного произведения разгораются такие жаркие споры. Наступает черед Инки, она защитник Земфиры.

- Моя подзащитная Земфира - цыганка. - Инка начинает свою речь, как настоящий адвокат. - Домом Земфире служил шатер. С детства она выше всего ценила свободу. Разве она виновна в том, что полюбила другого?

На миг в группе становится тихо. И вдруг с места вскакивает Вера Рябчук:

- Виновна! Я ее ненавижу, эту Земфиру!..

Вера выходит к столу и пылко говорит:

- Я согласна с Черепановым. Я обвиняю Земфиру. Любить нужно только одного... до гроба.

Глубоко вздохнув, Вера идет между рядами парт к своему месту. Все молчат...

Но тут раздается звонок"4.

Еще более подробную картину литературного суда в школе представил В. Каверин в повести "Два капитана": "Кто-то... предложил поставить "Суд над Евгением Онегиным" как пьесу, в костюмах, и сразу о нем заговорила вся школа.

Для главной роли был приглашен... Гришка... Общественным обвинителем был наш воспитатель Суткин, а председателем - я...

В парике, в синем фраке, в туфлях с бантами, в чулках до колен преступник сидел на скамье подсудимых и небрежно чистил ногти сломанным карандашом. Иногда он надменно... посматривал на публику... Должно быть, так, по его мнению, вел бы себя при подобных обстоятельствах Евгений Онегин...

- Признаете ли вы себя виновным в убийстве под видом дуэли, - сказал я, - поэта Владимира Ленского?

- Никогда! - надменно отвечал Гришка. - Дуэль - не убийство.

И. Репин. Дуэль Онегина и Ленского. 1899 г.

...Общественный обвинитель... доказывал, что хотя Ленского убило помещичье и бюрократическое общество начала XIX века, но все-таки Евгений Онегин целиком и полностью отвечает за это убийство, "ибо всякая дуэль - убийство, только с заранее обдуманным намерением". Словом, общественный обвинитель считал, что Евгения Онегина нужно приговорить к десяти годам с конфискацией имущества.

- Суд удаляется на совещание...

...Большинство членов суда согласилось с общественным обвинителем. Десять лет с конфискацией имущества... Но я сказал, что это несправедливо... Сошлись на пяти годах".

Суд мог осуществляться не только над героями изучаемых в школе произведений, но и над героями "актуальных" произведений современных авторов. Так, писатель А. Шаров вспоминает о том, как в московской школе-коммуне было решено устроить суд над героем "только что вышедшей" (повесть была напечатана в журнале в 1922 г. и отдельной книгой в 1925 г.) "и очень всех взволновавшей" повести А.И. Тарасова-Родионова "Шоколад".

Герой повести влюбился в женщину красивую, но "чуждую по социальному происхождению", и "стал дарить ей цветы, шоколад, чулки. Это увлекло его в пропасть". Учительница обращается к герою-повествователю: "Знаешь что, - проговорила Ольга Спиридоновна почти заговорщически, - через месяц литературный суд над повестью "Шоколад" Тарасова-Родионова. Фунт будет прокурором, хочешь выступить защитником?" Читаем далее: "Я помню афишу о суде, название повести, выведенное огромными красными буквами, и изображенные буквами поменьше имена председателя суда, прокурора и мое - защитника. Во всех углах свидетели обвинения... репетировали, читая... отрывки из повести". Ход суда в книге не описан, сообщается лишь, что героя повести осудили5.

Суды до хрипоты

Театрализованный суд могли осуществлять не только над литературными героями, но и над авторами. По утверждению литературоведа Е.О. Путиловой, после революции "в классах устраивались церемонии "суда" над автором популярных дореволюционных детских повестей Лидией Чарской"6. Прибавим к этому утверждению полученный в 1980-е гг. автором статьи ответ от одного из известных писателей на вопрос, доводилось ли ему в детстве читать книги Чарской: не только читал, - писал он, - но даже выступал ее обвинителем в школьном суде.

Программа литературного диспута. 1917 г. Фото: Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Судить могли и давно умерших исторических личностей. Так, из повести И. Гуро мы узнаем, что старшеклассники (выпускники "школы второй ступени") в первой половине 1920-х гг. с той же легкостью, с какой осуществляли суд над литературным персонажем, судили и древнегреческого философа Платона:

"Мы... спешили в нашу школу - на суд.

В то время мы все кого-то судили. Например, был общественный суд над Евгением Онегиным.

- А за что его судить? - удивлялась Наташина мама. - В чем он виноват?

Мы разъясняли ей, что Евгений Онегин - типичный продукт дворянско-помещичьего режима, ретроград, его надо беспощадно разоблачать в глазах масс...

Наташин папа сказал:

- Подымать производство надо, а вы - болтуны.

После этого... мы пошли судить греческого философа Платона.

Суд продолжался очень долго. В те годы все: заседания, митинги, диспуты - продолжалось очень долго. Пока ораторы не начинали хрипеть. А у нас в школе - пока не входил сторож Кондрат...

Здорово я ему жизни дала, Платону! Этому типичному представителю афинской аристократии, белогвардейскому идеалисту! Моя обвинительная речь произвела сильное впечатление на Кондрата. Он спросил:

- И где ж подсудимый?

Я сказала, что Платон умер в 347 году до нашей эры. Кондрата это почему-то обидело, и он тут же объявил, что "зачиняет помещение"7.

Федя-большевичок долго не соглашался изображать эсера

Обратимся к повести Николая Ященко "Искры не гаснут", описывающей события на Дальнем Востоке в 1920 г. Вначале комсомольцы предлагают ученикам провести литературный суд: "Около депо... стоял... паровоз... Митя Мокин... выглянув в окно машиниста, подставил лицо свежему, морозному воздуху.

- Эй, братва! - крикнул он проходившим по путям Косте и Вере.

Ученики подбежали к паровозу. Митя... спрыгнул вниз...

- Дело такое!.. Ты, Кравченко, знаешь Евгения Онегина?

- Знакомились с ним в классе в прошлом году, - ответил Костя. - А что?

- На уездном съезде рассказывали, что в городе одна заводская ячейка судила этого Онегина и объявила ему общественное порицание... А комсомольцы-железнодорожники устроили суд над этим... ну, который гайки отвинчивал и к неводам их заместо грузил привязывал...

- Злоумышленник! Чехов про него написал! - подсказала Вера.

- Вот-вот, злоумышленник!.. Так этого оправдали начисто! Человек он темный, из деревни. Царей надо винить, а не его. Некоторые не хотели оправдывать, тогда проголосовали, спасли все-таки мужика от тюрьмы... Вы вот что, братва! Подумайте, кого бы нам покрепче осудить, поищите в книжках..."8.

И вот картина политического суда над эсерами:

"Афиши звали жителей поселка на политсуд... Зрительный зал нардома был забит до отказа. Люди стояли в проходах, мостились на подоконниках, толпились в дверях...

Суд разместился на сцене за большим столом. Председательствовал Митя Мокин... Чуть в стороне от большого стола, за маленькой тумбочкой устроился обвинитель. На эту роль уговорили телеграфиста Уварова... На длинную скамью, лицом к зрителям посадили обвиняемого. С трудом в нем можно было узнать Федю-большевичка. Он долго не соглашался изображать эсера. "Больше некому, - сказал ему Блохин, - у тебя язык хорошо привязан". Только этим и убедили парня... На голову Феде надели парик-лысину... усики нарисовали черные... В костюмерной нардома подобрали для него старый фрак и цилиндр, в руки дали трость с металлическим набалдашником... На носу кое-как держалось пенсне, вернее, заржавленная оправа без стекол.

Б.С. Бутник-Сиверский. Плакат. 1918-1921 гг..

Мокин объявил судебное заседание открытым.

- Слушается дело по обвинению эсера в предательстве интересов пролетариата... Обвиняемый, встать!

Эсер медленно поднялся, снял цилиндр, поправил на носу пенсне, кашлянул, скривил туловище в сторону суда и крикливо начал:

- Кто вы такие, чтобы меня судить? Нас, социалистов-революционеров, может судить только история... Да-с!

- Ишь ты, шкура! - не выдержал в первом ряду машинист Храпчук.

Эсер поверх пенсне посмотрел на Храпчука, махнул на него цилиндром...

- Я сам буду вас обвинять. Это вы, большевики, обманули народ. Да-с!..

Храпчук ударил шапкой об пол, подскочил к сцене, готовый с кулаками наброситься на эсера...

Председателю суда понравилось такое дополнение к инсценировке... Тем временем эсер напялил на голову цилиндр, покрутил в руке трость.

- Да-с! Большевики на весь мир прославились своей жестокостью... Недавно поселковые коммунисты и комсомольцы, так называемые чоновцы, расстреляли русских интеллигентов...

Зрители зашумели, затопали. Раздались возмущенные возгласы:

- Ну и жаба!

- Заткните ему глотку!

Председатель суда и сам не знал, где инсценировка, а где настоящая жизнь. Эсер, нарушая план, перегнулся в зал, потряс тростью.

- Кто это хочет заткнуть мне глотку? А ты знаешь, щенок, что я в царской тюрьме сидел?!.. Я в губернатора стрелял. Да-с! Что тебя интересует, молодой человек?..

- Почему эсеры в товарища Ленина стреляли?..

Зрители зашумели. Эсер вскочил на скамью, поднял трость.

- Комсомольская провокация! - кричал он. - Мне не дают говорить! Председатель суда, примите меры!.. Только мы, социалисты-революционеры, поднимаем знамя свободы... Большевики заведут вас в неволю, оставят в нищете. Да-с!..

Кто-то бросил в эсера палку, он запрыгал по сцене на одной ноге. Это не предусматривалось инсценировкой, и Митя постучал кулаком по столу.

- Братва, вы не шибко того!.."9

Итогом суда стал не приговор, а призыв голосовать за большевиков, но изображавшему эсера досталось от одного из зрителей - пожилого бойца Народной армии Дальневосточной республики, который воспринял все происходящее слишком близко к сердцу10.

Путин против Ивана Грозного

Поветрие судебных театрализаций затронуло и медицинско-просветительскую сферу. Познакомимся с содержащимся в очерке М. Кольцова 1928 г. описанием суда над "бациллой никотина":

"В клубе сегодня общественно-показательный суд над бациллой никотина. Будут выступать сначала оратор от Наркомздрава с докладом на тему: "О вреде курения в разрезе пятилетки Госплана", затем - общественный обвинитель, доктор Моисеенко с цифрами в руках и с заспиртованными препаратами прокуренного и непрокуренного легкого. После него - защитник, инженер Халтуркин, со своими тезисами о пользе курения, подымающего благодаря возбуждению организма производительность труда. Затем будет допрошена сама "бацилла", роль которой поручена хорошенькой конторщице из правления, с директивой подкраситься и навести шик.

Дальше - свидетели, курящие и некурящие. Первые будут сообщать, что вследствие многолетнего курения их организм разъеден никотином до основания, что материальное положение их плачевно, культурный уровень низок... Другие, некурящие, будут рассказывать о том, что в первые же две недели после прекращения курения... аппетит улучшился... а заработок повысился...

После этого - опять прения сторон, заключительные реплики, затем обвиняемая исполнит последнее слово в виде куплетов с музыкой и танцами - "я папироска и тем горжусь!" Потом перерыв, опять совещание, вынесение приговора"11.

Постановочные, театрализованные, условные суды практиковались и позже. Так, примерно в 1965 г. участником литературного суда над героями "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова был шестиклассник Владимир Путин. Его учительница Вера Гуревич вспоминала: "Шестой класс Путин окончил с хорошими и отличными оценками... Ярко выступал на уроках русского языка и литературы, на которых разыгрывали сценки. Одна из них была посвящена суду над Иваном Грозным и купцом Калашниковым. Будущий президент в ней был адвокатом купца"12.

  • 1. Борисов С.Б. Слава Ростропович изображал заику: "Га-га-гарантии..." Как в былые времена стар и млад развлекались игрой в шарады // Родина. 2018. N 11. С. 131-133.
  • 2. Борисов С.Б. "Живые картины" минувших веков // Родина. 2019. N 1. С. 131-133.
  • 3. Белых Г.Г, Пантелеев А.И. Республика ШКИД. Повесть. Л., 1973. С. 317.
  • 4. Шкаровская И. Никогда не угаснет. Повесть. М., 1963. С. 28-30.
  • 5. Шаров, А. Окоем. Повести, воспоминания. М., 1990. С. 106-107, 121.
  • 6. Путилова Е.О. Александра Анненская, Мария Пожарова, Леонид Пантелеев, Лидия Чарская // Детские чтения. 2018. Т. 13. N 1. С. 43.
  • 7. Гуро И. Невидимый всадник. Роман. М., 1972. С. 17-18.
  • 8. Ященко Н. Искры не гаснут. Повесть. Чита, 1962. С. 148-149.
  • 9. Там же. С. 154.
  • 10. Там же. С. 160-161.
  • 11. Кольцов М. Избранные произведения в трех томах. Том первый. Фельетоны и очерки. М., 1957. С. 255-256.
  • 12. Светлакова А. Как Путин в школу ходил // Комсомольская правда [Газета нашего города. Челябинск]. 2021, 03.09. N 92 (27315). С. 13.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться