Напомним, первый поморский карбас архангельские энтузиасты сшили вместе с журналистами "Российской газеты" и "Родины" семь лет назад, а затем прошли на нем по Белому морю до Соловков. Следующим этапом стало строительство новых поморских лодок и новая экспедиция - "Мангазейский морской ход". Ее финальной точкой путешественники выбрали исчезнувший с карты древний город Мангазею, построенный архангельскими поморами в начале XVII века.
Из Архангельска экспедиция вышла в июне на двух лодках: карбас сопровождал катамаран. В составе команды - девять яхтсменов, исследователей, художников. Путь пролегал через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок. А по дороге "Матера" превращалась в плавучий лекторий: путешественники останавливались в деревнях и селах Арктики, проводили встречи с местными жителями, рассказывали об истории северного судостроения и мореходства.
Мангазейский морской ход - фотоВ конце прошлой недели главные трудности остались за кормой - путешественники вошли вначале в Обскую, а затем в Тазовскую губу и реку Таз, на которой раньше стояла Мангазея. Сейчас мореходы отдыхают в поселке Тазовском, а мы смогли связаться с руководителем экспедиции, шкипером Евгением Шкарубой.
Риск был непридуманным - в Байдарацкой губе Карского моря экспедицию затерло во льдах, семь дней подряд участникам экспедиции приходилось выходить на торосы и прокладывать путь баграми.
- Перед началом похода мы говорили про поморские технологии и умение плавать, но даже не предполагали, что придется пробиваться через плотную ледовую перемычку: карбас буквально выдавило на лед, - рассказал шкипер. - Целую неделю мы были заперты: лед то сходился, нагромождался, крушился, то "разжимался", открывая разводья и давая нам дорогу.
Наблюдать за этим было очень интересно: постепенно мы вошли в ритм стихии и начали ждать нужный момент. А все необходимое на борту имелось - бревна для волока и крюки. Нормального сна, конечно, у команды не было: час спишь, потом снова работаешь. Да и бесконечное летнее солнце спать не давало - мы перестали понимать, когда начинается день и заканчивается ночь.
Еды хватило на весь переход: путешественники готовили ее в специальных камбузных ящиках с газовыми плитами и посудой. А вот питьевую воду приходилось добывать на льду - черпать в лужицах, "выплавленных" солнцем на поверхности, или же греть снег.
- Самые трудные моменты - когда на солнце лед начал таять и мы стали проваливаться, то по колено, то целиком, - продолжает Евгений Шкаруба. - Но паники не было - только азарт. К тому же, команда у нас очень сильная и слаженная. А так как сушиться приходилось очень долго, делились сухой одеждой с теми, кто провалился. От постоянной сырости спасало и постоянное движение.
Одним словом, ход в Мангазею яхтсмены изучили во всех его проявлениях. Хотя поморы пробирались через льды на более крупных судах - кочах и шхунах, а не на карбасе, единственным укрытием от непогоды в котором остается только буйно (тент). Поэтому экспедицию можно считать практически первым в истории переходом на легкой лодке через тяжелые льды.
Путешественники шокировали даже "местных": Евгений Шкаруба рассказал, как на пробивание во льдах приплывал посмотреть один и тот же тюлень, лежбище которого находилось по соседству, а под киль карбаса на свободной воде то и дело подныривали киты-белухи.
А потомки поморов тем временем готовятся покорить жителей Москвы - карбас и катамаран они сейчас грузят на прицепы, чтобы автотранспортом отправиться в столицу: здесь в сентябре запланирована выставка "Технология открытий", посвященная проекту. Отметим также, что экспедиция "Мангазейский морской ход" состоялась при поддержке президентского Фонда культурных инициатив.
Поморский карбас спустили на воду