27.08.2024 08:30
"Родина"

Поразившее князя платье императрицы показали в Эрмитаже

Текст:  Оксана Грибанова
Супруга Александра III Мария Федоровна, выбирая наряд, всегда старалась подчеркивать свою миниатюрность и стройность. Кроме того, в ее туалетах присутствовала необычная деталь, вспоминали современники. Так было и после смерти мужа, которую императрица тяжело переживала.
Наряд использовался для посещения театральных представлений. / Эрмитаж
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Как рассказали историки Эрмитажа, Мария Федоровна знала, как важно хорошо выглядеть на публике, поэтому всегда уделяла большое внимание своим туалетам.

Обыкновенно императрица отдавала предпочтение нарядным платьям со смелыми сочетаниями цветов и узоров, которые бы подчеркивали силуэт. Но все несколько поменялось после ухода Александра III (который, кстати, к своему гардеробу относился равнодушно).

Потеряв супруга, Мария Федоровна всю жизнь носила траур. В этот период яркие тона и контрасты, когда оттенки черного смело сочетались с серым и кремовым, заменили более скромные фасоны. Вместе с тем тяга к роскошным нарядам у Марии Федоровны не прошла. Тому пример вечернее платье вдовствующей императрицы, выполненное из тюлевого кружева, репса и шифона, украшенное бисером, искусственным жемчугом. Наряд также искусно декорирован вышивкой и бархатными мушками.

Наряд был сшит в мастерской Maro-Walter в Париже, примерно в 1900 году.

Его изюминкой является шикарный лиф, который соседствует с длинным рукавом, эполетами и воротником-стойкой. Последний держится на прочном и гибком проволочном каркасе.

"Кокетка расшита цветами из блесток с серединками из крупных бусин, имитирующих черные жемчужины", - отметили в Эрмитаже, добавив, что в таком наряде вдовствующая императрица могла приезжать на званые вечера.

Использовался он и для посещения театральных представлений.

О такой встрече с Марией Федоровной в Мариинском театре позже вспоминал князь Гавриил Константинович, отмечая изысканность образа. По его словам, "императрица обычно приезжала в театр в черном вечернем платье с большим, круглым бриллиантом в волосах".

"Отец мне говорил, что этот бриллиант был не ее собственный, а принадлежал к числу коронных", - писал он.

Опубликовано фото платья императрицы, о котором говорила вся Москва

Кстати, этот бриллиант во время Первой Мировой войны в числе прочих коронных драгоценностей был доставлен в Москву, а после революции продан за границу. Потом он упоминался в каталоге Christie's 1927 года "Великолепные драгоценности". Дальнейшая его судьба неизвестна.

Отметим, что, приобретая шикарные наряды, Мария Федоровна не ездила на примерки в Париж. Вместо этого она высылала описание желаемого наряда и свои мерки. В остальных деталях она полагалась на Чарльза Ворта - знаменитого в то время кутюрье. Он же является родоначальником тренда, предполагающего экономию времени на переодевании. В частности, для Марии Федоровны был создан наряд-конструктор, который можно было надевать как днем, так и вечером, меняя лиф.

Императрица Мария Федоровна
Новости