Супруга Александра III Мария Федоровна, выбирая наряд, всегда старалась подчеркивать свою миниатюрность и стройность. Кроме того, в ее туалетах присутствовала необычная деталь, вспоминали современники. Так было и после смерти мужа, которую императрица тяжело переживала.
Как рассказали историки Эрмитажа, Мария Федоровна знала, как важно хорошо выглядеть на публике, поэтому всегда уделяла большое внимание своим туалетам.
Обыкновенно императрица отдавала предпочтение нарядным платьям со смелыми сочетаниями цветов и узоров, которые бы подчеркивали силуэт. Но все несколько поменялось после ухода Александра III (который, кстати, к своему гардеробу относился равнодушно).
Потеряв супруга, Мария Федоровна всю жизнь носила траур. В этот период яркие тона и контрасты, когда оттенки черного смело сочетались с серым и кремовым, заменили более скромные фасоны. Вместе с тем тяга к роскошным нарядам у Марии Федоровны не прошла. Тому пример вечернее платье вдовствующей императрицы, выполненное из тюлевого кружева, репса и шифона, украшенное бисером, искусственным жемчугом. Наряд также искусно декорирован вышивкой и бархатными мушками.
Наряд был сшит в мастерской Maro-Walter в Париже, примерно в 1900 году.
Его изюминкой является шикарный лиф, который соседствует с длинным рукавом, эполетами и воротником-стойкой. Последний держится на прочном и гибком проволочном каркасе.
"Кокетка расшита цветами из блесток с серединками из крупных бусин, имитирующих черные жемчужины", - отметили в Эрмитаже, добавив, что в таком наряде вдовствующая императрица могла приезжать на званые вечера.
Использовался он и для посещения театральных представлений.
О такой встрече с Марией Федоровной в Мариинском театре позже вспоминал князь Гавриил Константинович, отмечая изысканность образа. По его словам, "императрица обычно приезжала в театр в черном вечернем платье с большим, круглым бриллиантом в волосах".
"Отец мне говорил, что этот бриллиант был не ее собственный, а принадлежал к числу коронных", - писал он.
Кстати, этот бриллиант во время Первой Мировой войны в числе прочих коронных драгоценностей был доставлен в Москву, а после революции продан за границу. Потом он упоминался в каталоге Christie's 1927 года "Великолепные драгоценности". Дальнейшая его судьба неизвестна.
Отметим, что, приобретая шикарные наряды, Мария Федоровна не ездила на примерки в Париж. Вместо этого она высылала описание желаемого наряда и свои мерки. В остальных деталях она полагалась на Чарльза Ворта - знаменитого в то время кутюрье. Он же является родоначальником тренда, предполагающего экономию времени на переодевании. В частности, для Марии Федоровны был создан наряд-конструктор, который можно было надевать как днем, так и вечером, меняя лиф.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем