13.09.2024 08:01
"Родина"

Дом художника. Атмосфера и раритеты квартиры-мастерской Аполлинария Васнецова

Текст:  Екатерина Зайцева
До 4 ноября 2024 года в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит грандиозный выставочный проект "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век", приуроченный к 175-летнему юбилею со дня рождения Виктора Васнецова (1848-1926) и к 100-летнему юбилею со дня рождения его внука - Андрея Васнецова (1924-2009). И несмотря на то, что у Аполлинария Васнецова - младшего брата Виктора и третьего представителя этой выдающейся художественной династии - в этом году дата не круглая, лавры юбиляров его не затмили.
С. Малютин. Портрет А.М.Васнецова. 1914 г. / wikipedia.org
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Отдельный выставочный зал, посвященный творчеству Аполлинария Михайловича, вызывает неизменный интерес у публики. Здесь представлены не только его известные работы, посвященные старой Москве, но и полные тихого величия пейзажи "Кама" (1895), "Оренбургские степи" (1893), "Элегия" (1893), "Озеро" (1902). "Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал Аполлинарий Васнецов в своей автобиографии.

Отец Виктора и Аполлинария Васнецовых - Михаил Васильевич - 20 лет служил священником в селе Рябово Вятской губернии. Там, в небольшом домике, и прошло детство будущих братьев-художников. Михаил Васильевич был человеком просвещенным, интересовался естественными науками, астрономией, рисовал, знал и любил природу. Жажду знаний и любовь к родному краю ему удалось привить и своим детям.

Недаром в мемориальной квартире Аполлинария Васнецова в Фурманном переулке, д. 6 целый зал под названием "Родина" посвящен селу Рябово. Помимо пейзажей села, здесь представлены подлинные предметы из дома Васнецовых в Рябове: чернильница, ручка, старинный магнит, гравировальная игла.

Вообще обилие подлинных предметов - это то, что приятно удивляет, когда попадаешь в музей-квартиру Аполлинария Михайловича. Это большая пятикомнатная квартира на третьем этаже четырехэтажного доходного дома начала прошлого века, в которую Васнецов вместе с женой Татьяной и сыном Всеволодом въехали в 1903 году. В этой квартире Аполлинарий Васнецов прожил последние 30 лет своей жизни. Именно здесь были написаны его знаменитые работы по старой Москве, цикл акварелей "Моя родина. Село Рябово" (1918-1924) и последняя его картина "Шум старого парка" (1926), невероятно мощно передавшая эмоции художника от смерти старшего брата Виктора.

Мемориальная квартира художника Аполлинария Васнецова

Идея создать в квартире музей появилась в 1956 году. Тогда в Москве проходили мероприятия в честь 100-летия со дня рождения Аполлинария Михайловича. В газете "Вечерняя Москва" было опубликовано письмо о "восстановлении мемориальной мастерской выдающегося художника". Его подписали художники Игорь Грабарь, Аркадий Пластов, Константин Юон, Павел Корин и представители творческого коллектива художников и графиков "Кукрыниксы", в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Через год решение о создании мемориальной мастерской было утверждено городским исполнительным комитетом.

Организацией музея занимались сын Аполлинария Михайловича Всеволод и невестка Екатерина, которые продолжали жить в квартире Васнецова, ставшей после 1917 года коммунальной. В 1958-м коммуналку расселили, в освободившихся помещениях провели ремонт. В двух из пяти комнат остались жить Всеволод Аполлинарьевич с супругой, в остальных трех их усилиями были воссозданы подлинные интерьеры гостиной, кабинета и домашней мастерской (бывшей столовой) художника. Всеволод Васнецов передал в ведение музея около 2000 экспонатов - картины, этюды, рисунки, мебель, личные вещи, архивные документы, книги отца, а также стал его первым экскурсоводом. В 2018 году музейный фонд состоял уже более чем из 9000 экспонатов.

В 1980 году, решением Моссовета, пространство музея было расширено. И теперь он занимал не только 21-ю, но и 22-ю квартиру. Появилось место, чтобы оборудовать хранилище для фондов, кабинеты для научных сотрудников и административные помещения. Через шесть лет мемориальная квартира Аполлинария Васнецова вошла в состав Третьяковской галереи, а это уже показатель высокого уровня. Окончательно вся музейная коллекция и помещения в Фурманном переулке были переданы в дар ГТГ в 1997 году - после смерти Екатерины Васнецовой. Решение завещать государству все собрание живописи и графики Аполлинария Михайловича, а также мебель, семейный архив, библиотеку и предметы быта супруги приняли еще давно.

Открылась уникальная выставка художественной династии Васнецовых

Первая комната, куда попадает посетитель музея, это гостиная. Если бы мы находились в особняке в стиле готики или модерна, то обязательно добавили бы эпитет "красная". Мебельный гарнитур 1830-1840-х годов из красного дерева сочетается с красными портьерами и бордовыми обоями. В углу комнаты - небольшой круглый столик под кружевной скатертью, на котором лежит семейный альбом для фотографий. На консольном столике возле зеркала - семейная фотография братьев Васнецовых, сделанная в саду Виктора Васнецова в 3-м Троицком переулке в Москве (сейчас переулок Васнецова, 13). На фотографии: стоит (слева) Виктор, сидят (слева направо): Аполлинарий, Александр и Аркадий Васнецовы (1890-е годы).

Обстановку гостиной дополняет пианино середины 1910-х годов с бронзовыми подсвечниками. На стенах - картины Аполлинария Михайловича и его друзей-художников, практически все с дарственными надписями авторов. В книжном шкафу расположилась библиотека Аполлинария Михайловича из редких изданий по истории искусств, географии, биологии.

В гостиной Васнецовы принимали друзей. Частыми гостями бывали Тимирязев, Бунин, Гиляровский, Нестеров, Поленов, Коровин, Архипов. Заходили ученики Аполлинария Михайловича из Училища живописи, ваяния и зодчества. На литературных и музыкальных вечерах здесь пел Федор Шаляпин.

Следующая комната совмещала функцию столовой и мастерской Аполлинария Васнецова. Здесь он работал не только в качестве художника, но и историка-исследователя после того, как в 1918 году его лишили мастерской в Училище живописи, ваяния и зодчества. По древним книгам и планам Васнецов воссоздавал облик старой Москвы. На столе лежит карта Москвы начала XX века, а на стене, среди других пейзажей, выделяется та самая последняя работа Аполлинария Михайловича "Шум старого парка". Изначально художник дал ей другое название - "Все в прошлом". Но организаторы выставки, приуроченной к его 70-летию, посчитали его слишком мрачным.

В смежной комнате расположен мольберт с картиной "Дача, где я жил" (1903-1917). На ней Васнецов изобразил домик, который он с семьей снимал в Демьяново. Светлое, удивительно теплое полотно как будто вновь и вновь приглашает нас в счастливое, беззаботное лето. Рядом с мольбертом - большой обеденный стол под названием "сороконожка" и несколько венских стульев. В это сложно поверить, но за этим столом, когда его раздвигали, могло уместиться до 20 человек.

/ Екатерина Якушева

Настоящим украшением этой комнаты стал резной буфет, изготовленный в мастерских Троице-Сергиевой лавры по эскизу Аполлинария Васнецова. Органично дополняет его шкафчик с колонкой - подарок Елены Поленовой. В семье Васнецовых его использовали как домашнюю аптечку.

Оставшиеся две комнаты квартиры №21 сохранены как память о создателях музея - Всеволоде и Екатерине Васнецовых. Здесь представлены их вещи. Всеволод был океанологом и много лет провел в арктических экспедициях в морях Северного Ледовитого океана, где и познакомился с будущей женой-геологом. Среди его главных увлечений - охота, о чем напоминают трофеи на стене: шкура белого медведя, привезенная с Новой Земли, рога оленя и косули из подмосковных лесов. На диванчике сидит оригинальная кукла ручной работы. Ее Екатерина Васнецова привезла из Парижа.

Художник Константин Маковский: "Жизнь так красива, когда берешь полной горстью"

Аполлинарий Васнецов, будучи членом Абрамцевского кружка, как и многие другие его участники, увлекся изучением образцов русской резьбы по дереву. Результаты его "хобби" можно увидеть во второй квартире, отведенной под музей. Там стоят еще два великолепных резных буфета, выполненные в Абрамцевских мастерских по рисункам Аполлинария Михайловича.

Мемориальная квартира Аполлинария Васнецова, пожалуй, один из самых уютных музеев Москвы. Небольшие комнаты, необычная планировка, множество окон, подлинные вещи и оригинальные интерьеры - все это погружает в атмосферу эпохи, в которой жил и творил выдающийся художник. Посещение его музея однозначно станет яркой точкой на маршруте вашего выходного дня.

Реликвии Москва