издается с 1879Купить журнал

Дом художника. Атмосфера и раритеты квартиры-мастерской Аполлинария Васнецова

13 сентября 2024

До 4 ноября 2024 года в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит грандиозный выставочный проект "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век", приуроченный к 175-летнему юбилею со дня рождения Виктора Васнецова (1848-1926) и к 100-летнему юбилею со дня рождения его внука - Андрея Васнецова (1924-2009). И несмотря на то, что у Аполлинария Васнецова - младшего брата Виктора и третьего представителя этой выдающейся художественной династии - в этом году дата не круглая, лавры юбиляров его не затмили.

С. Малютин. Портрет А.М.Васнецова. 1914 г.

wikipedia.org

С. Малютин. Портрет А.М.Васнецова. 1914 г.

Отдельный выставочный зал, посвященный творчеству Аполлинария Михайловича, вызывает неизменный интерес у публики. Здесь представлены не только его известные работы, посвященные старой Москве, но и полные тихого величия пейзажи "Кама" (1895), "Оренбургские степи" (1893), "Элегия" (1893), "Озеро" (1902). "Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал Аполлинарий Васнецов в своей автобиографии.

Отец Виктора и Аполлинария Васнецовых - Михаил Васильевич - 20 лет служил священником в селе Рябово Вятской губернии. Там, в небольшом домике, и прошло детство будущих братьев-художников. Михаил Васильевич был человеком просвещенным, интересовался естественными науками, астрономией, рисовал, знал и любил природу. Жажду знаний и любовь к родному краю ему удалось привить и своим детям.

Недаром в мемориальной квартире Аполлинария Васнецова в Фурманном переулке, д. 6 целый зал под названием "Родина" посвящен селу Рябово. Помимо пейзажей села, здесь представлены подлинные предметы из дома Васнецовых в Рябове: чернильница, ручка, старинный магнит, гравировальная игла.

Вообще обилие подлинных предметов - это то, что приятно удивляет, когда попадаешь в музей-квартиру Аполлинария Михайловича. Это большая пятикомнатная квартира на третьем этаже четырехэтажного доходного дома начала прошлого века, в которую Васнецов вместе с женой Татьяной и сыном Всеволодом въехали в 1903 году. В этой квартире Аполлинарий Васнецов прожил последние 30 лет своей жизни. Именно здесь были написаны его знаменитые работы по старой Москве, цикл акварелей "Моя родина. Село Рябово" (1918-1924) и последняя его картина "Шум старого парка" (1926), невероятно мощно передавшая эмоции художника от смерти старшего брата Виктора.

Идея создать в квартире музей появилась в 1956 году. Тогда в Москве проходили мероприятия в честь 100-летия со дня рождения Аполлинария Михайловича. В газете "Вечерняя Москва" было опубликовано письмо о "восстановлении мемориальной мастерской выдающегося художника". Его подписали художники Игорь Грабарь, Аркадий Пластов, Константин Юон, Павел Корин и представители творческого коллектива художников и графиков "Кукрыниксы", в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Через год решение о создании мемориальной мастерской было утверждено городским исполнительным комитетом.

Организацией музея занимались сын Аполлинария Михайловича Всеволод и невестка Екатерина, которые продолжали жить в квартире Васнецова, ставшей после 1917 года коммунальной. В 1958-м коммуналку расселили, в освободившихся помещениях провели ремонт. В двух из пяти комнат остались жить Всеволод Аполлинарьевич с супругой, в остальных трех их усилиями были воссозданы подлинные интерьеры гостиной, кабинета и домашней мастерской (бывшей столовой) художника. Всеволод Васнецов передал в ведение музея около 2000 экспонатов - картины, этюды, рисунки, мебель, личные вещи, архивные документы, книги отца, а также стал его первым экскурсоводом. В 2018 году музейный фонд состоял уже более чем из 9000 экспонатов.

Гостиная с портретом Аполлинария Васнецова, написанным его братом Виктором. Фото: Екатерина Якушева

В 1980 году, решением Моссовета, пространство музея было расширено. И теперь он занимал не только 21-ю, но и 22-ю квартиру. Появилось место, чтобы оборудовать хранилище для фондов, кабинеты для научных сотрудников и административные помещения. Через шесть лет мемориальная квартира Аполлинария Васнецова вошла в состав Третьяковской галереи, а это уже показатель высокого уровня. Окончательно вся музейная коллекция и помещения в Фурманном переулке были переданы в дар ГТГ в 1997 году - после смерти Екатерины Васнецовой. Решение завещать государству все собрание живописи и графики Аполлинария Михайловича, а также мебель, семейный архив, библиотеку и предметы быта супруги приняли еще давно.

Первая комната, куда попадает посетитель музея, это гостиная. Если бы мы находились в особняке в стиле готики или модерна, то обязательно добавили бы эпитет "красная". Мебельный гарнитур 1830-1840-х годов из красного дерева сочетается с красными портьерами и бордовыми обоями. В углу комнаты - небольшой круглый столик под кружевной скатертью, на котором лежит семейный альбом для фотографий. На консольном столике возле зеркала - семейная фотография братьев Васнецовых, сделанная в саду Виктора Васнецова в 3-м Троицком переулке в Москве (сейчас переулок Васнецова, 13). На фотографии: стоит (слева) Виктор, сидят (слева направо): Аполлинарий, Александр и Аркадий Васнецовы (1890-е годы).

Обстановку гостиной дополняет пианино середины 1910-х годов с бронзовыми подсвечниками. На стенах - картины Аполлинария Михайловича и его друзей-художников, практически все с дарственными надписями авторов. В книжном шкафу расположилась библиотека Аполлинария Михайловича из редких изданий по истории искусств, географии, биологии.

Братья Васнецовы: стоит (слева) Виктор, сидят (слева направо): Аполлинарий, Александр и Аркадий. 1890-е гг. Фото: Екатерина Якушева

В гостиной Васнецовы принимали друзей. Частыми гостями бывали Тимирязев, Бунин, Гиляровский, Нестеров, Поленов, Коровин, Архипов. Заходили ученики Аполлинария Михайловича из Училища живописи, ваяния и зодчества. На литературных и музыкальных вечерах здесь пел Федор Шаляпин.

Следующая комната совмещала функцию столовой и мастерской Аполлинария Васнецова. Здесь он работал не только в качестве художника, но и историка-исследователя после того, как в 1918 году его лишили мастерской в Училище живописи, ваяния и зодчества. По древним книгам и планам Васнецов воссоздавал облик старой Москвы. На столе лежит карта Москвы начала XX века, а на стене, среди других пейзажей, выделяется та самая последняя работа Аполлинария Михайловича "Шум старого парка". Изначально художник дал ей другое название - "Все в прошлом". Но организаторы выставки, приуроченной к его 70-летию, посчитали его слишком мрачным.

В смежной комнате расположен мольберт с картиной "Дача, где я жил" (1903-1917). На ней Васнецов изобразил домик, который он с семьей снимал в Демьяново. Светлое, удивительно теплое полотно как будто вновь и вновь приглашает нас в счастливое, беззаботное лето. Рядом с мольбертом - большой обеденный стол под названием "сороконожка" и несколько венских стульев. В это сложно поверить, но за этим столом, когда его раздвигали, могло уместиться до 20 человек.

Мастерская Аполлинария Васнецова. Фото: Екатерина Якушева

Настоящим украшением этой комнаты стал резной буфет, изготовленный в мастерских Троице-Сергиевой лавры по эскизу Аполлинария Васнецова. Органично дополняет его шкафчик с колонкой - подарок Елены Поленовой. В семье Васнецовых его использовали как домашнюю аптечку.

Оставшиеся две комнаты квартиры №21 сохранены как память о создателях музея - Всеволоде и Екатерине Васнецовых. Здесь представлены их вещи. Всеволод был океанологом и много лет провел в арктических экспедициях в морях Северного Ледовитого океана, где и познакомился с будущей женой-геологом. Среди его главных увлечений - охота, о чем напоминают трофеи на стене: шкура белого медведя, привезенная с Новой Земли, рога оленя и косули из подмосковных лесов. На диванчике сидит оригинальная кукла ручной работы. Ее Екатерина Васнецова привезла из Парижа.

Аполлинарий Васнецов, будучи членом Абрамцевского кружка, как и многие другие его участники, увлекся изучением образцов русской резьбы по дереву. Результаты его "хобби" можно увидеть во второй квартире, отведенной под музей. Там стоят еще два великолепных резных буфета, выполненные в Абрамцевских мастерских по рисункам Аполлинария Михайловича.

Мемориальная квартира Аполлинария Васнецова, пожалуй, один из самых уютных музеев Москвы. Небольшие комнаты, необычная планировка, множество окон, подлинные вещи и оригинальные интерьеры - все это погружает в атмосферу эпохи, в которой жил и творил выдающийся художник. Посещение его музея однозначно станет яркой точкой на маршруте вашего выходного дня.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться