23.09.2024 21:10
"Родина"

Почему первый нарком просвещения Луначарский всегда был под огнем стихотворной критики

Первый народный комиссар просвещения постоянно был под огнем стихотворной критики
Текст:  Петр Гордеев ( доктор исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №9 (924)
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) многое сделал для развития отечественной культуры и просвещения, но его нетипичная для большевистского чиновника старорежимная фигура наркома сразу начала вызывать иронию, а подчас и насмешки. Поводов для этого было сколько угодно.
А. Энгстрем. Луначарский. Шарж. 1923 г.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Культурный революционер?

В Луначарском сочеталось несочетаемое: с одной стороны - восторженное преклонение перед культурой и искусством, с другой - убеждения "пролетарского революционера". Он очень любил, используя свой высокий административный пост, многословные выступления перед публикой и в то же время заметно отличался от других членов Советского правительства широтой художественного кругозора, относительной мягкостью характера, а также близостью к интеллигенции: писатели, художники и артисты знали его (многие - лично) лучше, чем других вождей. Черты личности и образа Луначарского как будто провоцировали поэтов самого разного толка на создание юмористических произведений, посвященных наркому.

Попал под Маяковского

Вынесенной в заглавие рифмой, по воспоминаниям Л.Ю. Брик, Маяковский любил завершать чтение поэмы Блока "Двенадцать"1. Впрочем, А.В. Луначарский сделался адресатом разнообразных эпиграмм задолго до того, как за него взялся "лучший и талантливейший поэт". Целый ряд стихов, в которых высмеивался руководитель ведомства просвещения, появился в печати еще в конце 1917 г. Так, писатель и поэт А.М. Ремизов в стихотворении "Бабинькин кочет (Комиссару просветительному)", опубликованном 29 ноября в эсеровской "Новой простой газете" под псевдонимом "Скоморох Терентий", сравнил наркома с кочетом, то есть петухом (это слово имеет еще одно значение, не менее обидное для политика, - флюгер в виде петушка2).

"Птичка" (Луначарский) "без толку тарахтит", вызывая тем самым уважение и трепет полуобразованной массы ("Чем меньше понимают, / тем больше его уважают").

Стихотворение кончалось крамольным по тем временам призывом:

О влиянии лунных чар

Если Ремизов подчеркивал в своих "скоморошьих лясах" пустозвонство многословного наркома, то авторов, писавших о сценическом искусстве, волновал в декабре 1917 г. конфликт Луначарского с главноуполномоченным по государственным театрам Ф.Д. Батюшковым. Последний отказывался признавать власть большевиков, невзирая на угрозы отставки и ареста. К Рождеству 1917 г. в "Обозрении театров" были помещены сочувственные пожелания главе театрального ведомства, а их автор обыгрывал фамилию советского министра:

В другом театральном журнале его издатель Л.Г. Мунштейн, перечисляя в начале 1918 г. деятелей культуры, пошедших на сотрудничество с большевиками, не забыл и про Анатолия Васильевича:

Второе чадо - это, конечно, Хам. При этом вряд ли речь шла о бытовом хамстве (Луначарский все же был известен личной культурностью); скорее, подразумевался "грядущий" (уже нагрянувший) Хам, символический образ "гунна", попирающего цивилизацию.

"Чтоб всюду ставился балет!"

В 1918 г. нарком просвещения неоднократно ездил из Петрограда в Москву и обратно, выступая на собраниях педагогов, писателей и артистов. После одной из таких речей руководитель Малого театра актер А.И. Сумбатов-Южин получил письмо от одного из почитателей своего таланта, скрывшегося за инициалами В.А.П. "Позвольте посвятить Вам приводимые ниже стихи, написанные мною под свежим впечатлением сегодняшней газетной заметки о трагикомическом, на мой взгляд, выступлении г. Луначарского на собрании труппы Государственных театров", - обращался к Южину аноним, возмущенный "теми взглядами и принципами, которые насильственно навязывает свободному театру новоявленный "комиссар Народного просвещения (!)"":

Луначарский - "голос барский"

По мере укрепления Советской власти прямая политическая сатира на одного из ее видных представителей стала небезопасной. Но быт Наркомпроса, особенности личности и стиля руководства Луначарского оставались предметом поэтической критики. В шуточных стихах, написанных Н.Н. Качаловым (знаменитым химиком и мужем актрисы Е.И. Тиме) 9 февраля 1921 г., есть строки, посвященные Луначарскому, "спасавшему" театры в 1917 г. от разрухи. Нарком выглядит тут оторванным от почвы человеком, впрочем, при необходимости способным и к окрику:

"Родился предисловием вперед"

Луначарский не только руководил образованием и культурой; он постоянно выступал в печати, и с оригинальными сочинениями, и как автор предисловий к чужим трудам. В этом качестве его "запечатлел" пародист А.Г. Архангельский:

/ Ф. 2. ГИК 16600/28. Л. 2)

За деятельностью часто посещавшего Европу Луначарского следили и эмигранты. Новость о его приезде в Берлин на постановку своей драмы "Освобожденный Дон-Кихот" вдохновила одного из авторов парижской "Иллюстрированной России" на ироническое стихотворение "Наркомпрос и балерина". По его сюжету Айседора Дункан обращалась к Луначарскому:

Дункан просила помочь ей выехать из СССР, на что следовал решительный ответ Луначарского, уверявшего танцовщицу, что "удрать от нас вам не дано", а "для строптивых дам у нас" есть чрезвычайка, которая научит ее танцкласс

/ Ф. 2. ГИК 16600/28. Л. 2)

Дуэль в стихах с Демьяном Бедным

Целая стихотворная дуэль развернулась в 1920-х гг. между Луначарским и знаменитым пролетарским поэтом Демьяном Бедным. В начале 1921 г. Бедный в одном из своих произведений ("Славословие"), пародирующем рождественские стихи, намекнул на бездеятельность наркома, передавая разговор двух "злобных буржуев", желающих расстрелять весь Совнарком, но не Луначарского ("Он же ничего не сделал... таково!")10.

В ноябре того же года Бедный изобразил Луначарского представляющим публике квартет из реквизированных у богачей скрипок Страдивари; в то время, как автор стиха задумывается о предложении американцев обменять уникальные скрипки на сотню паровозов, "Анатоль Васильич сиял восторгом поэтическим"11.

Луначарский ответил стихами, в которых опровергал информацию Бедного ("Сто паровозов? Гм! Нет, сто газетных уток!..")12. Бедный тут же нанес контрудар, посоветовав "нашему Шекспиру" не вступать с ним в поэтическую дуэль ("Ужель и на мои ты посягаешь лавры?")13.

Долгожитель среди первых наркомов и "громоотвод" для интеллигенции - Луначарский

В конце 1922 г. последовали новые нападки Бедного на ведомство Луначарского (стихотворение "Подайте"):

Наш Наркомпрос "народный" разве?

Эти стихи заставили наркома опубликовать басню "Демьян и просвещение":

/ Ф. 2. ГИК 16600/28. Л. 2)

В 1927 г., когда в Малом театре поставили очередную пьесу Луначарского, "Бархат и лохмотья" (переделку "Свадьбы Адриана Ван-Броувера" Э. Штуккена), в которой одну из главных ролей играла супруга наркома, актриса Н.А. Розенель (тетка знаменитой Натальи Сац), Бедный сочинил ставшую широко известной эпиграмму:

Оскорбленный Луначарский ответил:

Эпиграммы, особенно написанная Бедным, получили известность в кругах интеллигенции. С некоторыми расхождениями одну из них приводил в своих мемуарах театрал Д.И. Лешков, не знавший, впрочем, автора стихов ("в Москве сложили не лишенное остроумия четверостишие")18.

Опубликовано письмо о том, как Луначарский старых артистов от коммунистов защищал

Демьян Бедный упоминал жену наркома не только в связи со спектаклем "Бархат и лохмотья". Откликаясь на брошюру Луначарского о быте (в которой тот, в свою очередь, полемизировал с Бедным, отстаивавшим в стихах крестьянские брачные обряды в коммунистической форме), "советский Крылов" писал:

В собственном комментарии к этому стихотворению Бедный с издевкой указывал, что "Розенель" это "по-немецки герань" - "что оставалось полностью на совести автора, не знавшего немецкого языка", вспоминал писатель и литературовед Л.Д. Ржевский20.

/ Ф. 2. ГИК 16600/28. Л. 2)

Так или иначе, к середине 1920-х гг. молодая супруга-актриса стала постоянной спутницей Луначарского не только в жизни, но и в шуточных стихах, в том числе написанных неизвестными поэтами:

"И вскидывает потное пенсне"

К образу Луначарского несколько раз обращался и известный поэт-эмигрант Дон-Аминадо (А.П. Шполянский). Откликаясь (в стихотворении "Шаляпин") на постановление Совнаркома о лишении Ф.И. Шаляпина звания народного артиста Республики, он писал о том, что этот артист - "не царский, не луначарский, / Не барский, не пролетарский", а "просто Шаляпин"22.

Критическое настроение поэта отразилось и в стихотворении "Политический обзор", написанном в 1927 г. и высмеивающим руководство СССР. Наркому просвещения досталась строка: "И Луначарский - Мусагет". Мусагет - предводитель муз, одно из прозваний Аполлона. Разумеется, это ирония, но в сравнении с характеристиками, данными другим советским вождям ("Калинин, сторож огородный", "Бухарин, жуткая кликуша", "И оплывающая туша / Веселой дамы Коллонтай")23, она выглядит мягкой.

Луначарский остался в истории символом интеллигентности и власти

В 1929 г., узнав об отставке наркома просвещения и замене его А.С. Бубновым, Дон-Аминадо написал "Оду на уход А.В. Луначарского". Если сменщику, казалось, бессменного наркома достались оскорбительные строки "И вот с суконным рылом / Солдат Бубнов грядет в калашный ряд", то о самом Луначарском поэт высказался иначе, сочетая иронию и определенную симпатию:

/ Ф. 2. ГИК 16600/28. Л. 2)

Сравнивая руководителя советского просвещения с любвеобильным и беспечным героем романа П. Луиса "Приключения короля Павзолия", перечисляя гражданских жен, подруг, секретарш, Дон-Аминадо рисует порочный, но не чуждый определенного обаяния образ.

И так - все двенадцать лет пребывания Луначарского в должности наркома просвещения. Поначалу стихотворцами двигало в большей степени политическое негодование: как он мог примкнуть к большевикам!? А потом под руку "творцам" стало попадаться все: безалаберность наркома, его оторванность от "почвы", наклонности высокопоставленного графомана и амурные увлечения. Ведь писать эпиграммы на него было не так рискованно, как на Ф.Э. Дзержинского или И.В. Сталина.

Научная библиотека