Как сообщается в телеграм-канале "Кижей", сотрудники из отдела фондов музея-заповедника собрали рассказы, связанные с мутовкой. По словам Натальи Савиной, в ее родной деревне Корза Пряжинского района этот предмет назывался hărkin.
Его вешали на гвоздик на самом видном месте кухни. Использовали для замешивания, в частности, жидкого теста. Активнее всего hărkin использовали летом и осенью, когда варили варенье. Часть "блендера" с рожками была другого цвета - черничного или другого, не менее яркого.
"Мама проверяла готовность варенья - с одного рожка капала на тарелочку каплю и если она не растекалась, то разливала по банкам. А мы очень любили облизывать hărkin от остатков варенья, да так что не надо было мыть", - вспоминает Наталья.
Как уточнила Светлана Алексеева, на карельском мутовку также называли harkimen. Мама и свекровь использовали ее для замешивания теста для блинов, чупуков, пирогов.
Преображенская церковь на острове КижиУ заонежан мутовка называлась "рогатка". Ольга Кирьянова до сих пор хранит бабушкину мутовку. Ее вырезали из елки, либо, очень редко, из сосны. Ольга помнит, как рогаткой сбивали масло: "Долго, утомительно, но потом то самое, настоящее и вкусное маслице. Сейчас бережно храню как память. Часто беру в руки. Рогатка гладенькая, отполированная руками женщин моей семьи, даже, кажется, теплая. Сокровище!"
Лилия Кепель отметила, что пища и предметы, изготовленные своими руками, обладали особой энергетикой. Наши предки заряжали энергией все продукты, которые вымешивали, пища была здоровой, чистой, поэтому люди были здоровы.
Любовь Мельник дополнила, что мутовкой в разных говорах могли называться и другие предметы - например, приспособление для очистки икры от пленок.