02.10.2024 17:54
"Родина"

Почему музыка на рогах так полюбилась русским государям

Текст:  Виктория Чернышева
В музее Фаберже рассказали о необычном увлечении знаменитой питерской семьи Нарышкиных - уникальной роговой музыке. Моду на нее во время царствования императрицы Елизаветы Петровны ввел Семен Нарышкин.
"Группа музыкантов, играет русскую горновую музыку". Графика. 1807 г. / m.wikimedia.org
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В 1751 году Нарышкина назначили обер-егермейстером - заведовать императорской охотой. Он решил улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Так родилась полевая русская музыка, не имеющая аналогов в мире.

Как уточняется в телеграм-канале музея, диапазон набора инструментов для роговой музыки состоял из двух октав, играли на них крепостные крестьяне. Оркестр звучал потрясающе - по тембру он напоминал орган. Это поразило императрицу и высшую российскую знать.

Портрет Семена Нарышкина. XVIII в.

Роговые оркестры стали очень популярными: два таких коллектива были организованы при царском дворе. А после примеру императрицы последовали и представители высшей знати - Строганов, Разумовский, Орлов, Потемкин, Шереметев.

Любовь к роговой музыке была и у бывшего владельца Шуваловского дворца (здесь как раз расположен музей Фаберже) Дмитрия Нарышкина. Семейная пара Нарышкиных принимала у себя высший свет Петербурга, а также членов императорской фамилии. Они давали красивые и масштабные балы и концерты. И особой популярностью у гостей дворца пользовались концерты роговой музыки. Их исполнял знаменитый оркестр Нарышкина, музыканты которого играли на вызолоченных инструментах.

Популярность роговой музыки упала во времена царствования Павла I. Но уже в 1801 году, после вступления на престол императора Александра I, она снова зазвучала при дворе. Личный роговой оркестр Александра I состоял из более чем 300 рогов.

Новости