Никита Хрущев не знал, что такое имидж, как не знал он и самого этого слова. Но именно он стал первым советским публичным политиком, который успешно использовал PR-технологии. Об этом говорится в публикации журнала "Воронцово поле".
"Когда советские журналисты в 1955 году, впервые после войны, приехали в США, они с удивлением отмечали, что простые американцы при встречах не раз признавались: "Мы вас боимся", - пишет Елена Зубкова.
"У многих из них не ликвидированы навязанные холодной войной опасения якобы коварных намерений СССР", - так были прокомментированы эти настроения в отчете о поездке".
Советский Союз и страх перед его "коварными намерениями" в восприятии граждан западного мира был неотделим от Сталина. Поэтому новый СССР" должен был позиционироваться как "не сталинский".
Первый этап смены имиджа пришелся на 1953-1956 годы. Даже руководители страны сменили стиль поведения и общения с зарубежными партнерами. Изменился и стиль одежды - с военизированного на штатский.
Хрущев Никита СергеевичВторой этап стартовал в 1956 году, когда состоялся ХХ съезд партии - звездный час Хрущева, который после своего выступления с антисталинским докладом вышел на позиции "первого среди равных".
"С этого момента новый образ страны уже неотделим от личного имиджа нового советского лидера, - пишет исследователь. - Он начал с того, что стал позиционировать себя как не-Сталина. Сталин держал дистанцию с народом - Хрущев начал "ходить в народ".
Сталин довольно редко публично выступал - Хрущев делал это регулярно; Сталин лишь в исключительных случаях покидал пределы страны - Хрущев активно и с удовольствием путешествовал".
Западная пресса с готовностью отреагировала на это и постоянно сравнивала Хрущева со Сталиным. В актив Хрущеву западные журналисты записали "отказ от практики террора и исчезновение атмосферы страха в стране".
В активе Сталина был имидж вождя-победителя, но Сталина-победителя заменил Хрущев-миротворец. Имиджу миротворца соответствовал и новый курс советской внешней политики.
Образ "другого СССР" усилила космическая программа. В октябре 1957 года был успешно запущен первый спутник, а 12 апреля 1961 года именно Советский Союз отправил в космос Юрия Гагарина - космонавта № 1.
Имидж Советского Союза на Западе становился положительным. В 1956-1960 годах его образ в восприятии западной аудитории трансформировался от опасений ("мы вас боимся") до живого любопытства и готовности к налаживанию диалога с "непонятным соседом".
Этой мысли способствовал сам Хрущев, в 1956 году произнесший в Великобритании легендарную фразу: "Надо жить с тем соседом, которого вам послал Бог, а не с тем, которого вы хотели бы иметь".
Но затем все резко изменилось. На Хрущева на Западе перестали смотреть как на миротворца после его резких заявлений, связанных со "шпионским скандалом" в мае 1960 года. Никита Хрущев показал всему миру документы американского шпиона Пауэрса, пилота сбитого самолета-разведчика.
Подпортили имидж выступления Хрущева в ООН, стоит хотя бы вспомнить знаменитое: "Мы вам покажем кузькину мать". В 1961 году Запад напугали советские ядерные испытания, затем - Карибский кризис.
"В 1960-1962 годах в западных СМИ происходит трансформация образа Хрущева: из человека, способного принести мир, он превращается в угрозу, - констатирует Елена Зубкова.
Благосклонность западных журналистов вернулась к Хрущеву после того, как был преодолен Карибский кризис, и особенно после подписания договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах в августе 1963 года. Но он так и не смог достичь прежнего пика своей популярности на мировой арене".
Оттепели и заморозки Никиты Хрущева