06.11.2024 17:08
"Родина"

Архитектор номер один. 230 лет назад родился Константин Тон

Текст:  Виктория Чернышева
6 ноября 1794 года родился Константин Тон - один из самых известных русских архитекторов, основоположник русско-византийского стиля, автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и многих других объектов, ставших символами России. В XIX веке выражение "тоновская архитектура" звучало как синоним государственного строительства: по проектам зодчего были построены не только дворцы, но и железнодорожные вокзалы и типовые храмы.
Константин Андреевич Тон (1794-1881). 1883 г.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Константин Тон родился в 1794 году в Санкт-Петербурге в семье владельца мастерской ювелирных изделий. Его отец был обрусевшим немцем. В семье было три сына и все они стали архитекторами, однако грандиозного успеха в своем деле добился только Константин.

Тон с детства начал интересоваться архитектурой. В шесть лет его отдали в первую школу Санкт-Петербурга Петришуле, а спустя два года он стал учеником Императорской Академии художеств. Константин занялся изучением архитектурного дела под руководством знаменитых наставников - автора комплекса сооружений Адмиралтейства Андреяна Захарова и Андрея Воронихина, построившего Казанский собор.

Архитектурные проекты Константина Тона

Константин Тон ярко проявил себя уже в дебютных работах, сделанных во время учебы в Академии. Это было "великолепное и обширное здание среди сада, удобное для помещения в нем всяких редкостей", "план для общественного увеселения жителей столичного города", Инвалидный дом, монастырь, проект "здания Сената в том месте, где он находится". За проект Инвалидного дома он получил малую серебряную медаль, за монастырь - большую, а за здание Сената - малую золотую медаль.

Обогрев для ананасов

Учебное заведение Тон окончил в 1815 году. Ему присвоили звание художника первой степени, что дало молодому человеку право на пенсионерскую поездку за границу от Императорской Академии художеств. Это была возможность продолжить учебу в Италии или Франции, у местных мастеров. Но тогда у Академии не нашлось финансирования, и Тону предложили "присыскать себе приличную способностям своим службу или состояние". Молодой человек устроился чертежником в Комитет строений и гидравлических работ.

В то время в Комитете трудились знаменитые зодчие Василий Стасов и Карл Росси. Тон помогал им отрисовывать чертежи ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей. Также молодой архитектор создал собственный проект - оранжерею для графа Платона Зубова. Константин разработал для нее специальное устройство, которое выполняло сразу две функции: обогревало паром теплицу, где разводили ананасы, а также обеспечивало теплом расположенную рядом прачечную.

/ НЭБ

В 1818 году Тон представил в Академии удачный проект ярмарки. В учебном заведении приняли решение выделить деньги для пенсионерской поездки архитектора. В 1819 году Константин отправился за границу. Он побывал во многих европейских городах - Берлине, Дрездене, Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, Болонье, Милане, Генуе и других. Много времени прожил в Риме, изучал античные памятники и углублял свои познания в архитектуре, занимался сравнением первохристианских храмов с современными церквями.

За десять лет, проведенных за границей, талантливый архитектор разработал планы восстановления храма Фортуны в Пренесте и Дворца цезарей в Риме, создал проект строительства госпиталя по заказу Римской академии и загородного дома для придворного ювелира Дюваля в Женеве. Константина Тона избрали членом Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств.

/ НЭБ

Сфинксы на пристани

В Санкт-Петербург Тон вернулся в 1828 году. Николай I причислил архитектора к Кабинету Его Величества с годовым жалованием в 3000 рублей. Константину Андреевичу получили перестройку конференц-зала в здании Академии художеств: он переделал его в галерею для размещения гипсовых слепков и обустроил новое помещение для собраний. Также молодой человек перестроил и декорировал парадные здания Академии, спроектировал знаменитую гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив главного здания учебного заведения. Сегодня это одна из знаковых достопримечательностей Петербурга.

/ Музей при Российской академии художеств

Спустя два года Тона удостоили звания академика Академии художеств, он получил должность профессора архитектуры. Тогда же Константин Андреевич впервые проявил себя в новом "русско-византийском" стиле - создал проект петербургской церкви Святой Екатерины Императору Николаю I работа Тона понравилась, а стиль получил статус официального в национальной архитектуре.

Главный храм страны

Еще в 1829 году в Санкт-Петербургской Академии художеств рассматривался вопрос создания в Москве храма Христа Спасителя. Он задумывался как грандиозный памятник победы над Наполеоном. Изначально его хотели возвести на Воробьевых горах, но место было признано неудобным. Было объявлено несколько конкурсов, в которых приняли участие московские и питерские архитекторы. В итоге в конце 1831 года Николай I вызвал Тона в Москву и поручил ему проектирование храма Христа Спасителя. Император поставил условие, чтобы здание было выполнено в старинном русском стиле.

Разрушение храма Христа Спасителя

Константин Андреевич предложил три варианта размещения храма: за Воспитательным домом (сейчас здесь расположена церковь Никиты Мученика на Кресте), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня - Пушкинская площадь), а также у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой. Там располагался Алексеевский женский монастырь. Николай I выбрал последний вариант.

В 1832 году Тон разработал проект храма Христа Спасителя. В 1839 году началось его строительство, которое длилось 44 года. Это было грандиозное, монументальное здание, напоминавшее кремлевские соборы, со скромным фасадом, но богатым внутренним оформлением.

Гений места: 240 лет архитектору Осипу Бове, возродившему Москву из пепла

Этот проект сделал Константина Андреевич архитектором номер один в стране. Начиная с 1832 года, он создал множество объектов - памятник Гавриилу Державину в Казани (победил в конкурсе), проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе, апостолов Петра и Павла в Петергофе, церквей Введения Богородицы в Петербурге, русского посольства в Тебризе и новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже; собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Петербурге, сельской церкви в имении Сенявиных и многие другие. Тон спроектировал облик иконостаса Казанского собора (его изготовили из серебра, который донские казаки отбили у французов), железнодорожных вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге (сейчас - Ленинградского и Московского), путевые здания Николаевской железной дороги.

/ Музей при Российской академии художеств

Также по поручению правительства страны Тон создал типовые проекты церквей, рассчитанных на 200, 500 и тысячу человек. А спустя десять лет разработал типовые крестьянских домов в казенных селениях.

Вписался в Кремль

В 1837 году император поручил Константину Андреевичу еще одну масштабную работу - создать проект Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Перед архитектором поставили задачу спроектировать здание, который содержало бы в себе "все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя". Тон справился с задачей блестяще. Его постройки гармонично вписались в старинную архитектуру Кремля.

Зодчий восстановил колокольню Ивана Великого, платформы для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казармы для батальона пехотного полка - именно в том виде, в котором они существовали до 1812 года. Параллельно он проектировал церкви в Петербурге, Москве, Царском Селе, Красноярске, Костроме, Ельце.

/ Аукционный дом "Каруна и Ко"

В 1844 года Константину Тону пожаловали наследственное дворянство "во внимание к отличным дарованиям и заслугам его". На его гербе была изображена "в лазурном поле радуга в перевязь влево, сопровождаемая в правом верхнем углу щита выходящим золотым с лицом солнцем, а в оконечности щита - серебряным муравейником, увенчанным золотым муравьем".

Он продолжал, параллельно с работой, преподавать в Академии художеств (позже архитектор стал ее ректором). Тон выпустил альбомы чертежей, которые содержали планы, фасады, разрезы, чертежи храма Христа Спасителя и других созданных им церквей, колоколен, иконостасов. Также он занимался реставраторской работой - восстановил Ипатьевский монастырь в Костроме, Московский и Псковский кремли, основал Музей древнерусского искусства, экспонаты которого позднее стали основой коллекции Русского музея.

К завершению своей карьеры Тон имел высокий гражданский чин - тайного советника. В числе его наград были ордена святой Анны 1-й и 2-й степени с императорской короной, святого Владимира 3-й степени, святого Станислава 1-й степени, святого Владимира 2-й степени и Белого Орла (1869). Тона избрали почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов.

Архитектор из "соляного царства": создателя Казанского собора Андрея Воронихина петербуржцы считали холопом

Творчество Константина Тона оценивали неоднозначно. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что "Немец по происхождению, развившийся под эклектическою ферулою Санкт-Петербургской академии и в чужих краях, Тон, при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу - восстановить в новом блеске наше древнее зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его произведений в то время едва лишь начиналось. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собою смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия. При всем том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины".

Архитектор скончался в возрасте 86 лет, в 1881 году. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Большинство масштабных работ Тона сохранились по сей день, однако построенные по его проектам православные храмы во многих городах были снесены после революции.

Судьбы