6 ноября 1794 года родился Константин Тон - один из самых известных русских архитекторов, основоположник русско-византийского стиля, автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и многих других объектов, ставших символами России. В XIX веке выражение "тоновская архитектура" звучало как синоним государственного строительства: по проектам зодчего были построены не только дворцы, но и железнодорожные вокзалы и типовые храмы.
Константин Тон родился в 1794 году в Санкт-Петербурге в семье владельца мастерской ювелирных изделий. Его отец был обрусевшим немцем. В семье было три сына и все они стали архитекторами, однако грандиозного успеха в своем деле добился только Константин.
Тон с детства начал интересоваться архитектурой. В шесть лет его отдали в первую школу Санкт-Петербурга Петришуле, а спустя два года он стал учеником Императорской Академии художеств. Константин занялся изучением архитектурного дела под руководством знаменитых наставников - автора комплекса сооружений Адмиралтейства Андреяна Захарова и Андрея Воронихина, построившего Казанский собор.
Константин Тон ярко проявил себя уже в дебютных работах, сделанных во время учебы в Академии. Это было "великолепное и обширное здание среди сада, удобное для помещения в нем всяких редкостей", "план для общественного увеселения жителей столичного города", Инвалидный дом, монастырь, проект "здания Сената в том месте, где он находится". За проект Инвалидного дома он получил малую серебряную медаль, за монастырь - большую, а за здание Сената - малую золотую медаль.
Обогрев для ананасов
Учебное заведение Тон окончил в 1815 году. Ему присвоили звание художника первой степени, что дало молодому человеку право на пенсионерскую поездку за границу от Императорской Академии художеств. Это была возможность продолжить учебу в Италии или Франции, у местных мастеров. Но тогда у Академии не нашлось финансирования, и Тону предложили "присыскать себе приличную способностям своим службу или состояние". Молодой человек устроился чертежником в Комитет строений и гидравлических работ.
В то время в Комитете трудились знаменитые зодчие Василий Стасов и Карл Росси. Тон помогал им отрисовывать чертежи ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей. Также молодой архитектор создал собственный проект - оранжерею для графа Платона Зубова. Константин разработал для нее специальное устройство, которое выполняло сразу две функции: обогревало паром теплицу, где разводили ананасы, а также обеспечивало теплом расположенную рядом прачечную.
В 1818 году Тон представил в Академии удачный проект ярмарки. В учебном заведении приняли решение выделить деньги для пенсионерской поездки архитектора. В 1819 году Константин отправился за границу. Он побывал во многих европейских городах - Берлине, Дрездене, Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, Болонье, Милане, Генуе и других. Много времени прожил в Риме, изучал античные памятники и углублял свои познания в архитектуре, занимался сравнением первохристианских храмов с современными церквями.
За десять лет, проведенных за границей, талантливый архитектор разработал планы восстановления храма Фортуны в Пренесте и Дворца цезарей в Риме, создал проект строительства госпиталя по заказу Римской академии и загородного дома для придворного ювелира Дюваля в Женеве. Константина Тона избрали членом Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств.
Сфинксы на пристани
В Санкт-Петербург Тон вернулся в 1828 году. Николай I причислил архитектора к Кабинету Его Величества с годовым жалованием в 3000 рублей. Константину Андреевичу получили перестройку конференц-зала в здании Академии художеств: он переделал его в галерею для размещения гипсовых слепков и обустроил новое помещение для собраний. Также молодой человек перестроил и декорировал парадные здания Академии, спроектировал знаменитую гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив главного здания учебного заведения. Сегодня это одна из знаковых достопримечательностей Петербурга.
Спустя два года Тона удостоили звания академика Академии художеств, он получил должность профессора архитектуры. Тогда же Константин Андреевич впервые проявил себя в новом "русско-византийском" стиле - создал проект петербургской церкви Святой Екатерины Императору Николаю I работа Тона понравилась, а стиль получил статус официального в национальной архитектуре.
Главный храм страны
Еще в 1829 году в Санкт-Петербургской Академии художеств рассматривался вопрос создания в Москве храма Христа Спасителя. Он задумывался как грандиозный памятник победы над Наполеоном. Изначально его хотели возвести на Воробьевых горах, но место было признано неудобным. Было объявлено несколько конкурсов, в которых приняли участие московские и питерские архитекторы. В итоге в конце 1831 года Николай I вызвал Тона в Москву и поручил ему проектирование храма Христа Спасителя. Император поставил условие, чтобы здание было выполнено в старинном русском стиле.
Константин Андреевич предложил три варианта размещения храма: за Воспитательным домом (сейчас здесь расположена церковь Никиты Мученика на Кресте), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня - Пушкинская площадь), а также у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой. Там располагался Алексеевский женский монастырь. Николай I выбрал последний вариант.
В 1832 году Тон разработал проект храма Христа Спасителя. В 1839 году началось его строительство, которое длилось 44 года. Это было грандиозное, монументальное здание, напоминавшее кремлевские соборы, со скромным фасадом, но богатым внутренним оформлением.
Этот проект сделал Константина Андреевич архитектором номер один в стране. Начиная с 1832 года, он создал множество объектов - памятник Гавриилу Державину в Казани (победил в конкурсе), проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе, апостолов Петра и Павла в Петергофе, церквей Введения Богородицы в Петербурге, русского посольства в Тебризе и новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже; собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Петербурге, сельской церкви в имении Сенявиных и многие другие. Тон спроектировал облик иконостаса Казанского собора (его изготовили из серебра, который донские казаки отбили у французов), железнодорожных вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге (сейчас - Ленинградского и Московского), путевые здания Николаевской железной дороги.
Также по поручению правительства страны Тон создал типовые проекты церквей, рассчитанных на 200, 500 и тысячу человек. А спустя десять лет разработал типовые крестьянских домов в казенных селениях.
Вписался в Кремль
В 1837 году император поручил Константину Андреевичу еще одну масштабную работу - создать проект Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Перед архитектором поставили задачу спроектировать здание, который содержало бы в себе "все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя". Тон справился с задачей блестяще. Его постройки гармонично вписались в старинную архитектуру Кремля.
Зодчий восстановил колокольню Ивана Великого, платформы для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казармы для батальона пехотного полка - именно в том виде, в котором они существовали до 1812 года. Параллельно он проектировал церкви в Петербурге, Москве, Царском Селе, Красноярске, Костроме, Ельце.
В 1844 года Константину Тону пожаловали наследственное дворянство "во внимание к отличным дарованиям и заслугам его". На его гербе была изображена "в лазурном поле радуга в перевязь влево, сопровождаемая в правом верхнем углу щита выходящим золотым с лицом солнцем, а в оконечности щита - серебряным муравейником, увенчанным золотым муравьем".
Он продолжал, параллельно с работой, преподавать в Академии художеств (позже архитектор стал ее ректором). Тон выпустил альбомы чертежей, которые содержали планы, фасады, разрезы, чертежи храма Христа Спасителя и других созданных им церквей, колоколен, иконостасов. Также он занимался реставраторской работой - восстановил Ипатьевский монастырь в Костроме, Московский и Псковский кремли, основал Музей древнерусского искусства, экспонаты которого позднее стали основой коллекции Русского музея.
К завершению своей карьеры Тон имел высокий гражданский чин - тайного советника. В числе его наград были ордена святой Анны 1-й и 2-й степени с императорской короной, святого Владимира 3-й степени, святого Станислава 1-й степени, святого Владимира 2-й степени и Белого Орла (1869). Тона избрали почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов.
Творчество Константина Тона оценивали неоднозначно. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что "Немец по происхождению, развившийся под эклектическою ферулою Санкт-Петербургской академии и в чужих краях, Тон, при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу - восстановить в новом блеске наше древнее зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его произведений в то время едва лишь начиналось. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собою смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия. При всем том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины".
Архитектор скончался в возрасте 86 лет, в 1881 году. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Большинство масштабных работ Тона сохранились по сей день, однако построенные по его проектам православные храмы во многих городах были снесены после революции.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем