Главным акцентом экспозиции является грандиозное полотно "Медный змий" Федора Бруни - выдающееся произведение академического искусства эпохи классицизма, над которым автор работал в Италии на протяжении 15-ти лет.
В зале Василия Сурикова будет экспонироваться знаменитая историческая картина художника "Покорение Сибири Ермаком". Работы Федора Бруни и Василия Сурикова будут выставлены в залах ГТГ (Лаврушинский переулок, 10) с 6 ноября 2024 года по 12 мая 2025 года.
А несколькими днями ранее в Ташкенте (Узбекистан) вышла богато иллюстрированная 270-страничная книга-альбом "Академик Императорской Академии художеств Иван Алексеевич Тюрин: монография". Книгу написал и подготовил к печати автор "Родины" Александр Иванович Тюрин.
Меня приятно удивила яркая рифма Судьбы
Между этими разнородными событиями, довольно далеко отстоящими друг от друга, существует очень тесная причинно-следственная связь. С одной стороны, по масштабу дарования и по месту в истории отечественного изобразительного искусства академик Тюрин несопоставим с такими титанами как Бруни и Суриков. С другой стороны, рождение гениев, резко возвышающихся и выделяющихся на общем фоне интеллектуального ландшафта, было бы невозможно без существования подлеска, состоящего из профессионалов высокого класса, подобных Тюрину - мастеру парадного и официального портрета второй половины XIX века, выпускнику и академику Императорской Академии художеств.
Поэтому накануне посещения пресс-показа монументальных полотен Бруни и Сурикова я с интересом погрузился в изучение монографии, посвященной жизни и творчеству очень достойного живописца второго плана, об одном из парадных портретов кисти которого мне уже приходилось писать ранее (Экштут С. Первый бал фрейлины Анны // Родина. 2020. № 10).
Книга состоит из двух разделов. В первом разделе собраны данные о биографии и творческой деятельности художника, полученные на основе скрупулезного изучения архивных документов, предметных музейных коллекций. В этом научно-исследовательском разделе автором монографии проведен анализ творческого метода портретиста, выполнена атрибуция произведений и раскрыта историческая загадка авторской подписи на произведениях академика И.А. Тюрина.
Второй раздел "Произведения И.А. Тюрина в музейных собраниях и частных коллекциях" представляет собой наиболее полный систематизированный каталог изображений произведений И.А. Тюрина. Он создан на основе материалов, предоставленных музейными собраниями Российской Федерации, музеями зарубежных стран, аукционными домами, владельцами частных коллекций. В разделе представлены биографические данные персонажей, изображенных на портретах, что позволяет читателю легко ориентироваться в мире моделей портретиста.
В литературе советского периода традиционно публиковались всего-навсего два произведения академика живописи - "Портрет императора Александра II в мундире лейб-гвардии Преображенского полка", находящийся в Государственном историческом музее в Москве, и "Портрет министра финансов Н.Х. Бунге", хранящийся в Мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко (Кисловодск). Парадные портреты репродуцировались в качестве исторических иллюстраций, без указания фамилии художника. Чтобы подготовить монографию ее автор проделал колоссальную работу. Им были сделаны многочисленные запросы в архивы и в более чем 150 музеев Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Богато иллюстрированная монография, содержащая 96 репродукций, которую выпустил автор "Родины", стала достойным итогом его 20-летней научно-исследовательской работы по сбору биографических сведений и изучению творческой деятельности академика Ивана Алексеевича Тюрина. Отсутствие какой-либо достоверной информации создало невероятные трудности по сбору материалов и исследованию жизни и творчества этого мастера парадного портрета. Очень скудные сведения в государственных архивах, полное отсутствие сведений в архивах Академии художеств, несуществование какого-либо эпистолярного наследия И.А. Тюрина. Поэтому автору книги всю представленную в монографии информацию пришлось собирать буквально по крупицам, по отдельным строкам и фразам из разных источников. Так наша историческая память обогатилась знанием об очень достойном живописце Петербургского периода истории России и было восстановлено одно из звеньев длинной цепи, соединяющей прошлое с настоящим и будущим. И я вспомнил гениальный рассказ Антона Павловича Чехова "Студент":
"И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой".
Сведения об авторе монографии:
Александр Иванович Тюрин - художник-живописец, Заслуженный деятель культуры Республики Узбекистан. Член Творческого союза художников Узбекистана, член Профессионального союза художников России. Доцент. Преподаватель кафедры монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзода Академии художеств Узбекистана.
Портреты кисти Ивана Тюрина