Так, на этой неделе лекцию на тему "Архангельск - окно в Европу. Как и чем торговали Россия и Европа до основания Петербурга" прочитал к.и.н. Михаил Калинин. Он отметил, что в XVII и начале XVIII веков Архангельск был главным российским морским портом, ключевым центром торговли с европейскими странами.
Однако путь из Европы в этот морской порт проходил вокруг Скандинавии, а найден он был фактически случайно. В этой связи Калинин рассказал о путешествии Ричарда Ченслера (около 1521 - 10 ноября 1556), английского мореплавателя, фактически и положившего начало торговым отношениям России с Англией. Ченслер хотел найти новый путь из Англии в Индию, а нашел путь в Россию
"Участник первой же английской северной экспедиции Ричард Ченслер, неожиданно для себя, летом 1553 года попал в Белое море, - пояснил Михаил Калинин. - И хотя Ченслер собирался найти путь в Индию и Китай, он не хотел отказываться от выгод вновь найденного беломорского торгового пути из Англии в Россию".
Ченслер вышел из Англии, обогнул Скандинавский полуостров, затем Кольский и далее прибыл на территорию, которая для англичан середины XVI века была неизведанной.
Английский мореплаватель прибыл туда, где впоследствии появился город Архангельск, который во многом и обязан своим появлением ошибке, допущенной Ченслером.
"Итак, Ченслер ошибается и вместо пути в Китай и Индию находит путь в Россию, - говорит Михаил Калинин. - Это мне напоминает историю Колумба, который по ошибке находит Америку, и, тем не менее, эта ошибка дает великолепные плоды".
Ошибка Ченслера тоже дала великолепные плоды, поскольку при его участии была создана Московско-английская компания, ставшая монополистом в организации торговли между Россией и Великобританией. Она владела этой монополией вплоть до 1698 года, а сама компания существовала в России вплоть до революции 1917 года.
К тому же, в силу сложных геополитических обстоятельств того времени, единственной дорогой, по которой европейские, главным образом английские и нидерландские, купцы могли безопасно для себя напрямую торговать с Россией, стал путь вокруг Скандинавии к Белому морю.
"Именно на фоне шведской угрозы Российское правительство решило в 1583-1584 годах организовать основной торговый центр на Белом море, - отмечает Михаил Калинин. - И не на побережье Белого моря, а в устье Северной Двины, в 30 километрах от моря".
По его словам, российско-европейский торговый путь через Белое море сложился в эпоху великих географических открытий. Именно тогда, в середине XVI века, в умах европейских мореплавателей возникла идея отыскать северо-восточный проход в Индию и Китай.
"Почему европейцы искали пути в Индию и Китай на Русском Севере? Суть в том, что новые дороги к заветным островам пряностей, это современные Молуккские острова, к тому времени уже контролировали Испания и Португалия, которые поделили пополам между собой моря всего мира по Тордесильясскому договору 1494 года", - объясняет лектор.
Следовательно, англичане, которые шли бы к островам пряностей вокруг Южной Африки или Южной Америки, должны были платить таможенные пошлины. И хотя пробиться сквозь льды Северного Ледовитого океана в XVI и XVII веках было абсолютно невозможно, англичане решились на такое плавание, что и привело к ошибке, принесшей России много пользы.